Найти в Дзене
Ветер перемен

Балет на льду Татьяны Навки "Лебединое озеро": сочетание несочетаемого может быть прекрасным

Фрагмент балета на льду "Лебединое озеро". Источник: https://worldpodium.ru/news/iskusheniya-ne-vlastny-pered-siloy-lyubvi-tatyana-navka-predstavlyaet-balet-na-ldu-lebedinoe
Фрагмент балета на льду "Лебединое озеро". Источник: https://worldpodium.ru/news/iskusheniya-ne-vlastny-pered-siloy-lyubvi-tatyana-navka-predstavlyaet-balet-na-ldu-lebedinoe

В «Мегаспорте» я увидела «Лебединое озеро» впервые и испытала шок: чувства были настолько разными, что захотелось, во-первых, понять, из чего это действо «выросло» и чем его «разбавляли». Мы привыкли сейчас к тому, что все у нас «по мотивам», и эти мотивы порой очень отдаленно напоминают первоисточник. А все начиналось в 1877 году с танцевального спектакля в Большом театре.

Сказка о заколдованной девушке, влюбленном принце и злом волшебнике

Считается, что Чайковский создал великое произведение, вдохновившись знаменитым баварским «лебединым замком» короля Людвига Второго Нойшванштайном. Сюжет был прост: прекрасный принц Зигфрид на охоте видит стаю лебедей.

При свете луны лебеди сбрасывают крылья и становятся девушками. Принц, конечно, влюбляется в самую красивую – Одетту. На балу, что вполне понятно, его не интересуют красавицы: спутницу жизни он уже выбрал.

Балет П.И. Чайковского в Большом театре. Владимир Преображенский в роли Зигфрида. (2-я треть 20 в.), Ольга Лепешинская в роли Одиллии. Москва. 1933 г. Источник:
Балет П.И. Чайковского в Большом театре. Владимир Преображенский в роли Зигфрида. (2-я треть 20 в.), Ольга Лепешинская в роли Одиллии. Москва. 1933 г. Источник:

По законам жанра в этот момент появляется колдун Ротбарт с дочерью Одиллией. Она очаровывает Зигфрида в облике Одетты, и он дает ей клятву верности. Конечно, после этого обман раскрывается, принц бежит из дворца к возлюбленной Одиллии и, кажется, вот-вот счастливый конец… Ничего подобного! Из-за козней колдуна герои гибнут в волнах озера.

Странная «сказка», правда? Немудрено, что первая постановка балета провалилась, и в дальнейшем каждый из балетмейстеров пытался переосмыслить его сюжет, ведь музыка, созданная Чайковским, волшебна.

Крутые зигзаги лебединой саги

Сначала переосмысления не только органично вплетались в ткань первоисточника, но и значительно улучшали его: в 1895 году два великих балетмейстера Мариус Петипа и Лев Иванов создают спектакль, надолго ставший образцом для подражания: именно этот балет подарил миру танец маленьких лебедей. Финал тоже был печальным, но умиротворяющим: Зигфрид и Одетта уплывали в мир иной в золотой ладье.

Балет П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Большого театра. 1959 год. Источник: https://onopenko.livejournal.com/175978.html?view=comments
Балет П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Большого театра. 1959 год. Источник: https://onopenko.livejournal.com/175978.html?view=comments

С тех пор сюжет «Лебединого озера» перекраивался порой настолько радикально, что в этом «раскрое» с трудом угадывался силуэт. Девушку то расколдовывали, то превращали в птицу. Или принца делали несчастным, мающимся, брошенным своей семьей. В спектакле 1917 года девушек не было – были лебеди, а все остальное принц выдумал. Вот так!

В конце XX века версии балета стали почти сюрреалистическими: в 1976 году в Балете Гамбурга главным героем был не принц Зигфрид, а баварский король Людвиг Второй. Да-да, тот самый, замок которого когда-то вдохновил Чайковского. Людвиг Второй был безумным, а балет назывался «Иллюзии как «Лебединое озеро». Как вам поворот?

Балет «Лебединое озеро». Хореограф Грэм Мерфи Австралийский балет, Сидней, Австралия, 2002 год. Источник: https://www.culture.ru/s/lebedinoe_ozero/
Балет «Лебединое озеро». Хореограф Грэм Мерфи Австралийский балет, Сидней, Австралия, 2002 год. Источник: https://www.culture.ru/s/lebedinoe_ozero/

В 1987 году в спектакле шведа Матса Эка лебеди были лысыми андрогинами, а в 1995-м они были… мужчинами. Причем не худосочными, а брутальными.

Балет «Лебединое озеро». Хореограф Мэтью Борн. 1995 год. Источник: https://www.culture.ru/s/lebedinoe_ozero/
Балет «Лебединое озеро». Хореограф Мэтью Борн. 1995 год. Источник: https://www.culture.ru/s/lebedinoe_ozero/

Зигзаги лебединой истории продлились до наших дней, и, честное слово, я рада, что в ледовой версии балета очередного зигзага не случилось.

Классическая утонченность и веселый фарс

Взяв традиционный сюжет, постановщики внесли в него новые смыслы, новые краски. Конечно, осталась борьба Добра и Зла. Но Зигфрид (его роль прекрасно исполнил Петр Чернышов) борется не с колдуном, а с самим собой.

Балет на льду "Лебединое озеро". Зигфрид (Петр Чернышов) и его Тень (Иван Ригини). Источник: https://worldpodium.ru/news/iskusheniya-ne-vlastny-pered-siloy-lyubvi-tatyana-navka-predstavlyaet-balet-na-ldu-lebedinoe
Балет на льду "Лебединое озеро". Зигфрид (Петр Чернышов) и его Тень (Иван Ригини). Источник: https://worldpodium.ru/news/iskusheniya-ne-vlastny-pered-siloy-lyubvi-tatyana-navka-predstavlyaet-balet-na-ldu-lebedinoe

Его страстное человеческое начало воплощает Тень (Иван Ригини). Она жаждет власти, славы, величия. Тень «подталкивает» принца к ложному выбору: он клянется в любви Одиллии (Маргарите Дробязко). Девиз этой героини – счастье любой ценой.

Балет на льду "Лебединое озеро". Одиллия (Маргарита Дробязко) и колдун Ротбарт (Повилас Ванагас). Источник: https://worldpodium.ru/news/iskusheniya-ne-vlastny-pered-siloy-lyubvi-tatyana-navka-predstavlyaet-balet-na-ldu-lebedinoe
Балет на льду "Лебединое озеро". Одиллия (Маргарита Дробязко) и колдун Ротбарт (Повилас Ванагас). Источник: https://worldpodium.ru/news/iskusheniya-ne-vlastny-pered-siloy-lyubvi-tatyana-navka-predstavlyaet-balet-na-ldu-lebedinoe

Но душа принца стремится к Любви. Той, которая «всему верит, всего надеется, все переносит; той, которая никогда не перестает, даже если языки умолкнут и знание упразднится»… Ее воплощает Одетта (Татьяна Навка).

Балет на льду "Лебединое озеро". Зигфрид (Петр Чернышов) и Одетта (Татьяна Навка). Источник: https://worldpodium.ru/news/iskusheniya-ne-vlastny-pered-siloy-lyubvi-tatyana-navka-predstavlyaet-balet-na-ldu-lebedinoe
Балет на льду "Лебединое озеро". Зигфрид (Петр Чернышов) и Одетта (Татьяна Навка). Источник: https://worldpodium.ru/news/iskusheniya-ne-vlastny-pered-siloy-lyubvi-tatyana-navka-predstavlyaet-balet-na-ldu-lebedinoe

Яркие краски в романтическую коллизию вносят два гуся (Владимир Беседин и Алексей Полищук). Их «выходы» - сложнейшие акробатические номера на коньках – создают атмосферу веселого фарса, уравновешивая «земное» и «небесное».

Наверное, спектакль не был бы таким захватывающим для современного зрителя, если бы не органичное сочетание классической и современной музыки (спектакль «озвучивали» наши лучшие певцы: Филипп Киркоров, Николай Басков, Ани Лорак, Александр Панайотов, Анастасия Стоцкая, Валерия). О зрелищности этого балета сказано уже много: уникальные декорации, свет, воздушная акробатика… А что же в конце?

Балет на льду "Лебединое озеро". Колдун Ротбарт (Повилас Ванагас). Источник: https://worldpodium.ru/news/iskusheniya-ne-vlastny-pered-siloy-lyubvi-tatyana-navka-predstavlyaet-balet-na-ldu-lebedinoe
Балет на льду "Лебединое озеро". Колдун Ротбарт (Повилас Ванагас). Источник: https://worldpodium.ru/news/iskusheniya-ne-vlastny-pered-siloy-lyubvi-tatyana-navka-predstavlyaet-balet-na-ldu-lebedinoe

А это самое интересное. Кажется, все уже было, и ничего нового «без наворотов» создать невозможно. Оказалось, возможно! Новую жизнь уже в облике лебедя Зигфриду дарит… колдун Ротбарт (Повилас Ванагас). Оказывается, он тоже любит. Любит королеву – мать Одетты и Одилии. Но его любовь безответна, она была причиной его мести и ненависти. Самая сложная драма происходит в душе отрицательного героя. Он тоже делает выбор. И этот выбор – Любовь.

Итак, Зигфрид и Одетта в облике лебедей порхают под облаками, все прекрасно.

Балет на льду "Лебединое озеро". Зигфрид (Петр Чернышов) и Одетта (Татьяна Навка). Источник: https://worldpodium.ru/news/iskusheniya-ne-vlastny-pered-siloy-lyubvi-tatyana-navka-predstavlyaet-balet-na-ldu-lebedinoe
Балет на льду "Лебединое озеро". Зигфрид (Петр Чернышов) и Одетта (Татьяна Навка). Источник: https://worldpodium.ru/news/iskusheniya-ne-vlastny-pered-siloy-lyubvi-tatyana-navka-predstavlyaet-balet-na-ldu-lebedinoe

Но остается вопрос: кто будет править королевством? Человеческое начало Зигфрида (Тень) не уходит со сцены и радуется своему выбору – страстной, яркой, чувственной Одиллии. Они остаются на земле…

Балет на льду "Лебединое озеро". Тень (Иван Ригини) и Одиллия (Маргарита Дробязко). Источник: https://worldpodium.ru/news/iskusheniya-ne-vlastny-pered-siloy-lyubvi-tatyana-navka-predstavlyaet-balet-na-ldu-lebedinoe
Балет на льду "Лебединое озеро". Тень (Иван Ригини) и Одиллия (Маргарита Дробязко). Источник: https://worldpodium.ru/news/iskusheniya-ne-vlastny-pered-siloy-lyubvi-tatyana-navka-predstavlyaet-balet-na-ldu-lebedinoe

Такой финал заставляет задуматься о многом, особенно сейчас, когда «счастье любой ценой» становится девизом большинства людей. Кто мы? Какие мы?

И это хорошо. Настоящие произведения искусства делают нас другими: я видела, с каким вниманием смотрели спектакль дети. Маленький мальчик рядом со мной спрашивал маму, почему герои поступают так-то и так-то, ведь понять все тонкости сюжета бывает сложно и взрослому. Мама объясняла, как могла.

А после спектакля случилось неожиданное: Татьяна Навка попросила зрителей остаться на досъёмку (в этот вечер 1 канал снимал спектакль для показа на ТВ), а сеанс был вечерним, время было позднее. И зрители остались. Я впервые видела процесс досъёмки: это когда между фигуристами на такой же скорости, как они сами, носится оператор с огромной камерой. Как он это делал, уму непостижимо!

Балет на льду "Лебединое озеро". Источник: https://worldpodium.ru/news/iskusheniya-ne-vlastny-pered-siloy-lyubvi-tatyana-navka-predstavlyaet-balet-na-ldu-lebedinoe
Балет на льду "Лебединое озеро". Источник: https://worldpodium.ru/news/iskusheniya-ne-vlastny-pered-siloy-lyubvi-tatyana-navka-predstavlyaet-balet-na-ldu-lebedinoe

Словом, мы посмотрели спектакль еще раз. И не пожалели об этом: оказывается, можно органично совместить, на первый взгляд, несовместимое: классический сюжет и музыку с современными ритмами и спецэффектами. Так произведения искусства получают еще одну жизнь.

Спасибо за то, что прочитали статью до конца. Буду рада отзывам и комментариям.

Наталья