Ассоциации возникающие при произношении фразы "мерзость запустения" зачастую воскрешают в уме картины разрушения и упадка. Это вполне нормально представлять себе нечто такое, что действительно находится в упадке и разрухе. В текстах, которые будут в центре нашего внимания на этой неделе (думаю, одной статьей мы не обойдемся) находится слишком много деталей, побуждающих обращаться к множеству источников, в попытке собрать и представить целостную картину одного из самых сложных библейских пророчеств. Поэтому первые впечатления могут быть ошибочными и не подразумевать под собой, то, что подсказывает память и воображение. Итак начнем.
Фраза "мерзость запустения" три раза встречается в книге пророка Даниила. Впервые эти слова мы встречаем в девятой главе одноименной книги. Остальные два в 11 и 12 главах соответственно. Скажу сразу, тексты содержат детали, отдельные слова и фразы, на исследование которых уходит достаточно много времени и умственных сил. Это только люди далекие от библейского текста, могут утверждать о примитивности и отсутствии здравого смысла пророческих книг. Те, кто хотя бы на малое время задумывался о смыслах и значениях, так сказать не могут.
Допустим первое упоминание о мерзости уже ставит перед исследователем ряд вопросов. Учитывая контекст пророчества о времени пришествии Христа, довольно странно читать о наступлении эпохи запустения, особенно в середине последней седмины.
"И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя ". (Дан. 9:27)
В каком-то смысле тексты девятой главы можно считать ключевыми с точки зрения временного отрезка, того момента, когда наступает интересуемый нас период "мерзости запустения". Весь отрывок гласит о семидесяти седминах или о 490, если учитывать принцип "день-за год". В этот период как раз и происходят ключевые события как для иудейского народа, так и связанные с распятием Христа.
Интересная идея пришла мне в голову вчера, когда я размышлял об этом тексте. 490 лет ожидания Мессии и осуществление этих ожиданий напоминают наступление юбилейного года, когда отпускались рабы, прощались долги и тому подобное. В связи с этим становится понятным, почему Иисус прочитал отрывок из книги Исаии в Назаретской синагоге.
"«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». ( Лук. 4;18)
Относительно текста о наступлении мерзости, может сложится впечатление, что начало запустению положил Сам Христос, так как бытует мнение о прекращении жертвоприношений в связи со смертью Иисуса на кресте и потери значения жертвоприношений вообще и служения в Святилище, как такового. Мнение весьма неоднозначное, если вообще правдивое, я имею в виду, что Иисус не может быть причиной наступления эпохи "запустения".
Сама фраза "мерзость" и все что с ней связано имеет сугубо негативные, враждебные нотки и оттенки. Она напрямую связана с действиями "малого рога" и напрямую относится к нему. Я еще раз повторю мысль о множестве деталей, которые трудно держать в голове, и тем более постараться все это выразить на бумаге.
Не буду травмировать вашу психику математическими расчетами, всего этого в избытке можно найти на просторах сети, скажу лишь, что время в 490 лет целиком исполнились в момент рождения, служения и распятия Господа Иисуса Христа. А дальнейшие события, мы постепенно будет изучать и размышлять в контексте поднятой темы.
продолжение следует...