Сегодняшняя история – не про шахту, она лишь косвенно касается шахтёрской тематики.
Зима. Я за рулём КрАЗ-256Б, ночная смена. В юности мне нравилось колесить ночами и об этом уже говорил в одной из прошлых публикаций.
Несколькими машинами возим мелкую, тёмно-серую породу из бункера шахты на отсыпку «нулевой отметки» под какое-то строительство. Не понятно, почему вообще отсыпали породу зимой, когда снега по пояс, ведь это можно было сделать весной! Но нам-то – водителям – какая разница? Дали задание – мы возим. Тем более, что на будущую стройплощадку везти гораздо ближе, чем до отвала, и тут нет затяжных подъёмов и спусков. Газ в пол и только успевай баранку влево-вправо маслать!
Первая половина пути проходит через частный сектор. Затем, выехав на набережную, дорога устремляется вдоль берега реки.
Разгар смены. Сколько бы породы ни отгружали, меньше в бункере её не становится. Создаётся впечатление, что сегодня ночью шахтёры заняты добычей породы, а не угля. Порода мелкая, тяжёлая. Оператор от души грузит в кузов самосвала высоким конусом, пока «сыпучка» с бортов не начнёт сыпаться.
Загрузился. Вырулил от шахты на прямой участок трассы, здесь до набережной – чуть более километра. Последовательно переключаю передачи, машина всё более и более набирает скорость. 240-сильный движок приятно урчит, послушно отзываясь на педаль газа.
Метров через 400 от начала дороги слева на обочине у фонарного столба торчит водонапорная колонка, около неё стоит гружёный КрАЗ. Понятное дело – коллега-водитель остановился, чтобы подлить в радиатор воду. Я уже прилично разогнал свой самосвал, расстояние между нами быстро сокращается.
Ярко светят придорожные фонари и поэтому свет от автомобильных фар на ночной дороге практически не виден. Думаю про себя: «Свет фар не видно на дороге, но водитель должен увидеть его в правом зеркале». Между тем, КрАЗ на обочине не торопится трогаться с места и словно ждёт, когда я проеду, и это добавляет мне уверенности в правильности моего предположения. Но как же я ошибался!
Когда до колонки оставалось совсем ничего, самосвал на обочине вдруг оживился и нехотя пополз на дорогу, перегородив мне путь. Тормозить уже не было никакого смысла – зима, асфальт покрыт накатанным снегом, у меня скорость приличная и машина гружёная от души. Пяткой левой ноги топнул по кнопке пневмосигнала в полу и, уходя от столкновения, вывернул вправо. Виновник аварийной ситуации остановился, а я со всего разгона плюхнулся в снежную обочину. По инерции машина пролетает по снежной целине с десяток метров. С пятой передачи перехожу сразу на третью и давлю педаль газа в пол. Изрыгая чёрный, чадящий дым из выхлопной трубы, мой самосвал пробивает колею, но стремительно теряет скорость на бездорожье.
КрАЗ я уже объехал, можно выбираться на дорогу. С третьей переключаю на вторую и с пробуксовкой мне всё же удаётся выехать на асфальт. Ещё бы буквально чуть-чуть и я крепко застрял бы в снегу, волей-неволей пришлось бы виновнику меня вытаскивать. Но всё обошлось!
Выехав на дорогу, остановился. Выхожу из машины, водитель КрАЗа уже идёт мне навстречу. Скрестив на груди руки, говорит:
– Извини, не заметил я тебя.
Не знаю – то ли злиться на него, то ли юморить. Спрашиваю коллегу:
– А зеркала тебе на што? Так, для красоты?
Коллега виновато смотрел на меня, не найдя подходящих слов в своё оправданье. Подошли к обочине, посмотрели на след от моего авто – я «нырнул» в снег буквально в считанных метрах от кузова КрАЗа. Коллега покачал головой:
– Кошмар!
Возражаю ему:
– Было бы кошмарней, если бы я в тебя въехал.
Коллега уточнил:
– Гружёным КрАЗом въехать в гружёный КрАЗ – это был бы ужас. Я прошляпил, зато ты быстро среагировал.
В ответ решил пошутить:
– Пожалуй, среагируешь – завтра у меня выходной, мне на свидание надо идти.
Был я ещё не женат, встречался с девчонкой. Жила она, кстати, отсюда не так далеко. После, идя в местный ДК на вечерний киносеанс мимо места происшествия, моя подруга обратила внимание на след в снегу:
– Кому-то места на дороге не хватило.
С некоторым равнодушием в голосе говорю ей:
– Мне не хватило.
Подруга округлила глаза:
– Какие черти тебя в снег потащили?
Поясняю ей:
– Машину объезжал. Видишь, объехал и дальше поехал.
В тот раз я сам выбрался на дорогу. Но бывало, когда меня приходилось вытаскивать. Да и я тоже неоднократно вытаскивал другие машины из снежного плена.