Так как я почти весь январь болею, то развлекаю себя сейчас просмотром сериала «Отчаянные домохозяйки». Очень жизненный сериал, на мой взгляд, в котором отлично показаны отношения между людьми и ситуации, с которыми может столкнуться каждый.
И вот вчера я смотрела серию, где к одному из главных героев приезжает его старенькая мама, чтоб помочь его жене сидеть с новорождённым ребёнком. И в процессе становится ясно, что эта пожилая женщина не вполне осознаёт происходящее: у неё страдает короткострочная память, она путает сына с мужем, не узнает свою внучку.
И вот главные герои решают отправить ее в специализированный дом престарелых.
Собственно, на этом все. Больше по сюжету старенькой мамы с деменцией не будет.
И вот я подумала, как все просто в Америке. У человека начались от старости проблемы с головой - решение одно - дом престарелых. И никаких других вариантов не рассматривают.
Мало того, если смотреть по этому сериалу, то и вполне здоровые старики живут в домах престарелых или одни. Такого, как у часто бывает у нас, чтоб бабушки и дедушки жили со своими семьями, там нет.
И что-то я не помню фильмов или историй о том, как американцы оставляют своих постаревшим родителей у себя дома.
В России же все кардинально наоборот.
Я не видела ни одного русского фильма о том, чтоб своего родственника кто-то отдал в дом престарелых.
Хотя такие дома есть. Значит, в реальной жизни кто-то все же на это решается. Но насколько я знаю, цены там не маленькие. От 30 тысяч в месяц. По карману все же не каждому.
И вот мне стало интересно, из любви русские люди сами заботятся о своих стариках или потому что просто нет выбора и денег.
Может быть я идеалист, но мне кажется, что все же первое. Особенно, если дело касается здравомыслящих стариков. Истерий о том, чтоб кто-то такого из семьи отдал бы в дом престарелых я не слышала. А знакомых бабушек и дедушек, которые живут с семьями детей, к меня полно.
Но вот когда дело касается человека, у которого уже проблемы с головой и пониманием происходящего, то тут все намного сложнее и неоднозначнее.
Наша семья в своё время столкнулась с такой проблемой.
Когда мне было лет 16-17, моя бабушка, которая всегда жила с нами, перестала быть собой.
Она всю жизнь была сильной волевой женщиной, которая во время блокады Ленинграда не сидела сложа руки, а пошла воевать на фронт. У неё было трое детей. Она всю жизнь работала, и даже когда уже вышла на пенсию, выращивала на своём участке клубнику и другие ягоды и сама же ездила это все продавать.
И вдруг она стала ребёнком, которого нельзя надолго оставить одного и с которым уже нельзя даже поговорить, как с нормальным человеком.
Я помню, как все это началось. Я жила с ней в одной комнате и однажды услышала, как бабушка повторяет одну фразу, глядя на какой-то лист бумаги: «Пенсия за февраль 18 февраля». Она повторяла и повторяла это в течении часа, а то и больше. И не могла остановиться.
Мне сначала было смешно, но потом я поняла, что что-то не так. И действительно, с тех пор все стало усугубляться.
Мы тогда еще не понимали, к чему это может привести. Пока однажды, когда я уже за полночь готовилась к сессии, я не вышла на кухню, где долгое время моя бабушка находилась одна, у не ужаснулась увиденному.
У неё был жуткий бардак и кухня была похожа на лабораторию. Электрический чайник не переставая кипел и в нем варился рис, по чашкам был разлил кипяток с этим же рисом. Что именно бабушка хотела сделать, я не знаю. Но было страшно.
Этим же летом мы все вместе отдыхали на даче и вот в одно утро все проснулись, а бабушки нигде не было. В ее домике лежала собранная сумка с вещами, но ее самой и след простыл.
Весь день мы ездили на велосипедах по садоводству, всех расспрашивали, пытались выйти на ее след. Вызвали полицию. Но к вечеру так и ее и не нашли.
Мама обзвонила все морги и больницы и только через пару дней нашла ее в одной из них. Она попала туда примерно через сутки после своего «побега». Где и как она спала - неизвестно. Но с дачи она как-то добралась до города и нашли ее уже там.
С тех пор мы больше никогда не вывозили ее на дачу. Дома мы поменяли на одной из входных дверей замки так, чтоб можно было закрыть бабушку, если все уходят. Но одну мы ее практически никогда не оставляли.
Естественно, вся забота о бабушке легла на мою маму - ее дочь. Она ей готовила, мыла ее, покупала ей продукты.
Ей было невероятно тяжело совмещать все это с работой и домашними делами. А папа тогда еще ходил в море (он моряк) и дома бывал не всегда.
Но мама заботилась о бабушке до последнего ее дня. Даже несмотря на то, что бабушка уже ее не узнавала. Порой она называла меня ее именем и спрашивала меня, кто эта женщина, которая заботится о ней. Хотя, на удивление, своего первого сына она вспоминала часто и даже узнавала его, когда он иногда заходил.
Иметь в течение трёх лет дома такого человека, который уже не осознаёт реальности, но за которым нужен глаз да глаз и к тому же особый уход - это не так-то просто. Я восхищена своей мамой за то, что она была хорошей дочерью и до последнего исполняла свой долг перед матерью.
Но был ли у неё выбор? Вряд ли. На какой-то пансионат и дом престарелых денег у нас не было. На сиделку тоже. А если бы был, то что бы выбрала моя мама - я не знаю.
Да нам повезло, что бабушка была не буйной, что она вела себя так, что не угрожала нашим жизням. Она даже бросила курить, хотя купила много десятков лет. Ну как бросила - она просто забыла, что курит.
А вот если бы она была опасна, если бы была агрессивна?
И мне очень страшно думать, что кого-то и моих родителей может ждать такая же участь.
Моя мама, с тех пор, как бабушки не стало, постоянно следит за своим здоровьем и за головой. Ей и самой страшно, что у неё может быть деменция.
Что бы мы стали с братом делать, случись такое - я не знаю.
Родной и близкий человек, который отдал свою жизнь на то, чтоб растить, воспитывать и заботиться обо мне, заслуживает того, чтоб и о нем позаботились на старости лет. Но что для него будет лучшей заботой? Быть в семье, которую ты уже не узнаешь, или же находиться в специальном месте, где безопасно и о тебе могут позаботиться?
Но все же мне кажется, что каждый человек, доживший до старости и оставшийся в здравом уме и памяти, хочет провести свои последние годы в кругу семьи, а не в доме престарелых. И я рада, что в России пока еще не принято задавать всех стариков подряд в такие дома.