Найти тему
Культурный Петербург

Скрытый смысл четвертой «Матрицы». Метаморфоза

Некоторые мысли относительно продолжения. Автору текста потребовалось дважды сходить в кинотеатр и хорошенько всё обдумать, прежде внезапного прояснения задумки. В России фильм вышел 16 декабря 2021 года.

Серия «Матрица» уникальный феномен. Это вид кино, который не ограничивается разовым просмотром. Просто потому, что содержит философию и подтекст, скрытые режиссерами. Своего рода жемчужина франшизы, и четвертая часть не исключение.

«Воскрешение» — картина об эпохе ремейков и сиквелов, которые не требуются. Сюжет, на самом деле, гениален. Лана Вачовски, одна из создательниц знаменитой антиутопии, не утратила хватку и выдала плод труда в своем стиле. Поначалу складывается обратно противоположное впечатление, но давайте обо всем по порядку.

У потенциального продолжения любой культовой серии две стороны медали. Либо выйдет действительно неплохой продукт на уровне оригинала (что бывает, в принципе, нечасто – из современных кинолент можно привести в пример «Бегущего по лезвию 2049» Дени Вильнёва), либо очередная коммерческая синяя таблетка. В нынешнем случае, получилось что-то среднее между тем и другим.

Абзац спойлеров. Итак, на протяжении более двух часов нам показывают легендарного Нео. Первая половина истории о том, как воскресший хакер вновь стал жертвой компьютерной паутины, из которой впоследствии его вытягивает новая команда спасителей из подземного города Ио (замена Зиону), предложив на выбор красную и синюю таблетки. С характерными для героя сомнениями он осознает, что ему нужно, и не желает оставаться в «мире грёз». Потом по стандарту: парень знакомится с экипажем корабля и проходит обучение искусству кунг-фу. Во второй половине Избранный решает освободить возлюбленную Тринити из заточенной с ним на пару соседней капсулы, что, естественно, венчается успехом.

Да, сюжет повторяет истоки – тут и говорить не о чем. Warner Bros. Pictures на этом и хотели собрать внушительные кассовые сборы – пусть фанаты увидят то же самое, что нравилось ранее. И не так важно, что у многих может остаться неприятное послевкусие – пару раз фишка сработает. Собственно, такой мотив и движет множеством компаний, зарабатывающих на сиквелах, судя по тому, что мы видим в культуре мейнстрима. Конвейер.

Весь фильм будто метафорично кричит зрителю: «Проснись! Выбери красную таблетку! Очисти разум, Нео!». Прослеживаются частые параллели между вымышленным миром и нашим. Многие сцены и персонажи занимаются высмеиванием своей же ситуации – геймдизайнер Томас Андерсон чувствует себя крайне неловко на обсуждениях новой видеоигры с ироничным названием «Матрица 4», заедая горе синими пилюлями. Ну, а одичавший Меровинген напрямую заявляет, что он «ваш сиквел франшизы спин-оффил». Сцена после титров также вносит лепту – ведь Вы остались в её ожидании под эпичный саундтрек, не так ли?

Можно смело предположить, что Лана не считала правильным снимать сиквел, ибо трилогия логично завершена, но после слов продюсера проекта Джеймса МакТига о неизбежном осуществлении подобной идеи (источник: интервью Collider), Вачовски, по всей видимости, решила использовать возможность, взяв инициативу в свои руки, и взорвала воздушный замок. К прочему, она пережила недавнюю смерть родителей, что послужило стимулом для написания истории о воссоединении двух влюбленных.

Нельзя не упомянуть мнение сестры Ланы, Лилли, равнозначного творца оригинальной трилогии: она выразила нежелание участвовать в деле, посчитав авантюру отголоском прошлой жизни, к которой нет резона возвращаться – для неё этот период закончен (источник: Entertainment Weekly).

Картина сама за себя говорит, что не нужна вселенной. В этом её преимущество. В том и противоречие: вроде не нужна, но смотрится уместно – вот показатель умения снимать и разбираться в собственном лоре. Протагонист застрял в цикле повторяющихся событий – ему плохо, он хочет вырваться на свободу. То же самое в жизни режиссера, поставленного перед неутешительным фактом, – она хочет вырваться из своей же «матрицы». Во всех смыслах.

Не до конца даже понятно, как ленту выпустили в прокат, ведь умный зритель поймет, что к чему, и на репутации компании подобный расклад отразится явно не в лучшую сторону – можно сказать, они открыли ящик Пандоры.

Помимо основной темы рассуждения, экшен-сцены выглядят по классике красивыми. Киану Ривз и Керри-Энн Мосс, исполняющие роли Нео и Тринити, соответственно, всё также неотразимы, а зрелый вид придает им шарм. Многим сценам придали новую цветовую гамму, разбавляющую привычную серо-зеленоватую атмосферу, что приятно отражается на визуальном восприятии киноленты – чего только стоит сцена в токийском поезде и финальная погоня на мотоцикле с оранжевым рассветом в завершении.

Поэтому хочется сказать «перезагрузись!». Выйди из иллюзорной модели и посмотри правде в глаза – пойми смысл перезапусков, ребутов и всего из той же оперы – корпорации создают их, потому что выгодно с коммерческой точки зрения. Это бренд и только. Весь фильм об этом. И Лана справилась с нестандартным воплощением дерзкой идеи на экраны.

Вероятно, многие этого не поняли (или даже не пытались?) и ушли из кинозалов уж совсем грустными. Что ж, не буду скрывать: поначалу мне тоже скорее «не понравилось», чем «понравилось». Но опять же, «Матрица» не ограничивается разовым просмотром, не так ли?

Если меня спросят, как я отношусь к «Воскрешению», то скажу: в фильме есть скрытый смысл.

Андрей Сычков

#матрица #новая матрица #обзор на фильм #рецензия на фильм