Я долгое время не решался посмотреть байопик «Доктор Лиза» с Чулпан Хаматовой в главной роли. Боялся, что наши киношники испортят фильм о женщине, которая спасла сотни жизней. Настроившись на нужны лад, я всё-таки решил посмотреть кинокартину. На протяжении двух часов мне не давал покоя один единственный вопрос: «Стоит ли критиковать эту драму?».
Бенефис Чулпан Хаматовой
С Елизаветой Глинкой я был знаком лично. Мы вместе работали в одном неспокойном регионе. Она спасала детей, а писал про то, как она их спасает. Доктор Лиза тогда мне напоминала заводной волчок со сломанным механизмом. Она всё время была в движении, времени ни на что не хватало. С ней всегда приходилось разговаривать на бегу, либо абзацами по телефону.
Мне было сложно представить, что кто-то из актрис сможет точно попасть в образ. Поэтому с большой долей скептицизма я начал просмотр фильма Оксаны Карас "Доктор Лиза" с Чулпан Хаматовой в главной роли.
«Зайчик мой», – произнесла актриса. Я вздрогнул. Настолько ей удалось передать интонацию Елизаветы Глинки. На секунду мне показалось, что я вновь услышал голос неравнодушной к чужим проблемам женщины.
Чулпан Хаматова сделала невозможное – раскрыла характер такой сложной и противоречивой женщины. Единственный эпизод, который мне показался неправдоподобным, - сцена, в которой героиня Хаматовой с козочкой на руках едет в машине сотрудника ФСКН, попивая крепленный виноградный напиток. Она смеется, описывает нелепые ситуации. Оперативный работник ей улыбается. Он изменился к лучшему.
Если честно, в это трудно поверить. В реальной жизни сотрудник ФСКН вряд ли бы рискнул должностью ради спасения чей-то жизни, репутации. Поэтому, скорее всего, у Доктора Лизы не было бы шансов исправить совершенные ею во имя облегчения страданий ребёнка ошибки.
К счастью, в реальной жизни Глинки оперативного работника не было. Он был вписан в фильм для усиления драматизма. Карас хотела показать зрителям, что в бесчеловечной системе, есть человечные люди. Главное, помочь им увидеть свет.
На мой взгляд, Андрей Бурковский справился с ролью майора ФСКН. На съемочной площадке он тянулся за более титулованной и опытной Хаматовой. Старался не подвести напарницу. С поставленными задачами он справился.
Но Оскара за лучшую роль второго плана получает не он, а Татьяна Догилева, которая превосходно сыграла бездомную Танюху на московском железнодорожном вокзале. Я сначала не поверил, что в кадре Догилева. Мне показалось: режиссёр специально набрала для массовки бездомных людей, чтобы сделать картину более реалистичной.
На мой взгляд, эта одна из лучших эпизодических ролей за последние 10-15 лет в российском кино.
Похвалы и критика
Мне кажется, создатели картины сделали правильно, что показали один день из жизни Елизаветы Глинки. На протяжении всей киноленты фонд и семья Доктора Лизы противопоставляются бесчувственным главным врачам, утратившим эмпатию, озлобленным и равнодушным чиновникам из префектуры, продажным генералам из ФСКН.
Безусловно, среди них встречаются неплохие люди. Например, герой Алексея Аграновича – чиновник Владимир Александрович недолюбливает тех, кто ниже его по статусу и званию. Несмотря на это, он лично вручает грамоту за борьбу с мировым злом сварщику Геннадию Ершову. Чиновник недолюбливает Елизавету Глинку за рвение помогать людям, которые портят внешний вид города, и при этом помогает ей решить проблему, тем самым спасая от тюрьмы.
Да, создателей фильма можно поругать за благодарности и поклоны в адрес спикера Госдумы Вячеслава Володина, руководства Минкульта РФ.
Возможно поэтому в фильме нет проблем и острых конфликтов. Он немного страдает синдромом «Хатико». Подобные киноленты играют на довольно простых чувствах зрителя, и пересматривать их потом вряд ли захочется.
Посыл картины сводится к популярному в отечественном кино тезису, что милосердие выше закона, а мир не без добрых людей. Поэтому критиковать законы и менять систему необязательно и не нужно — на каждого злого полицейского всегда найдется добрый, а также добрый чиновник и добрый доктор, который достанет, раздобудет, обогреет, поможет и спасет.
На мой взгляд, неплохому байопику можно простить эти грехи. А вообще лучше не писать рецензий и не снимать обзоров на «Доктора Лизу». Этот тот редкий случай, когда после просмотра байопика лучше помолчать, подумать о своём и, возможно, стать волонтёром фонда Глинки, который облегчает страдания тяжелобольным людям.
Финальное героини Хаматовой «Зато не больно» является не только слоганом киноленты, но и нашей жизни. Не так ли?