С таким вопросом обратился подписчик. Что можно сделать и как наказать? Хорошо бы, конечно, рублем. Да и компенсация морального вреда не помешает.
Хорошо бы, да не получится. Рассказываю почему
Правила перевозки в такси регулируются Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586.
В нем подробно указаны основные моменты, которые должен соблюсти перевозчик.
- Например, зарегистрировать вызов в специальном журнале (скорее всего вы этого не знали). Кстати, если вы потом решите судиться за опоздание по вызову, вы сможете сослаться на запись о регистрации вашего звонка. Такие прецеденты уже были.
- По приезду такси, вам должны сообщить номер, цвет, марку авто.
Там много чего указано, но это в основном касается регламента доставления автомобиля к заказчику.
Есть пункты о правах пассажира
Например, вам не могут отказать в перевозке животного, если клетка не закрывает обзор заднего вида. И напротив, таксист может не ехать, если сумка не помещается в багажник.
Но вот по правилам нахождения в салоне автомобиля содержится совсем немного информации.
- Вы не можете сесть в такси в грязной одежде. Вернее, сесть-то можете, а вот везти вас водитель вправе отказаться.
- Нельзя перевозить продукты, даже если они в упаковке, но есть риск испачкать салон. Ножи и оружие без специальных чехлов.
А вот по части поведения в салоне - пробел
Можно ли открывать окна или требовать от водителя сделать музыку потише. Ничего про это не написано.
Учитывая, что пассажир не является хозяином автомобиля, по - логике, надо спрашивать водителя о том, что можно, а что нельзя.
С другой стороны, если вам жарко или напротив, холодно, вы также имеете право сделать так, чтобы вам было комфортно.
Каких-либо судебных решений на этот счет я не нашел. Но думаю, что в случае, когда открыть - закрыть окно было прихотью пассажира - суд не встанет на его сторону. И нужно будет доказывать, что это была необходимость. Например, от жары стало плохо.
То же самое с музыкой
Но доказать, что она мешала осуществлению прав потребителей будет проблематично.
Если же поведение водителя такси привело к нарушению прав пассажира, последний имеет право на моральную компенсацию.
Пока ситуация не разрешилась на федеральном уровне, проблема конфликтов водителей такси и пассажиров останется актуальной.
Все эти вопросы, на мой взгляд, должны быть законодательно урегулированы.
Адвокат Антон Самоха