Найти тему
Покинутый край

Глубокий спуск вниз привёл меня в урановые штольни. Внизу оказались рельсы

Туннели, уран и железная дорога - романтика
Туннели, уран и железная дорога - романтика

Перенесёмся на юг России, в солнечный Ставропольский край. В глубинах нескольких гор, в СССР шли усердные работы по добыче минералов, частью из которых являлись и уран. Выработка, как и полагается, значительно фонила, но работы велись не покладая рук. Спустя большое количество времени, когда запасы самого ценного начали подходить к концу, шахты прикрыли, законсервировали и забыли.

В наше время найти эти пещеры несложно. Но часть из них приводит лишь в небольшие пещерки, а другая – в гигантские туннели, переплетённые под землёй сложной системой, и уходящие на разную глубину и длину. Беру фонарь, старое описание и спускаюсь вниз.

Опустим название горы и точную точку, важно лишь то, что она находится на открытой территории. Внизу полный штиль, хотя, когда спускаешься, вдоль колодца сквозит выходящий воздух. Если летом посветить на выход ультрафиолетовым фонариком, можно увидеть, как трава светится неестественно зелёным оттенком – это ураниды.

Снизу всё так же многое светится зелёным. Это всё они же.

Касательно безопасности – в пещере повышенный фон, и без дозиметра и средств защиты тут делать нечего. Всё это у меня присутствует, и вопрос безопасности можно не поднимать. Когда-то люди работали внизу без средств защиты по 10 часов, и так у некоторых тянулась вся жизнь. Само собой, руда содержит самые мельчайшие уровни вкраплений урана, а всякие обогащения, отбор и так далее, проходят совсем в других местах.

Взгляните на эту красоту! Картина, которая редко, но попадается прямо вдоль дороги. Пинать это нельзя, пыль вредна, а ходить - хоть сколько.

Вся дорога – это туннель, по которому идёт железная дорога, а временами по бокам попадаются зарядные станции, пункты обслуживания вагонеток, сами пункты стоянок, а ещё электрощитовые, насосные, артезианская скважина и много-много вспомогательных штук.

Здесь полнейшая тишина. Я шёл больше километра и грустил лишь о том, что у меня нет газоанализатора. Или канарейки, она бы тоже помогла. Но учитывая, что здесь люди были неделю назад, согласно фотографиям, то значит находиться вполне можно долго. Так, в своих мыслях я дошёл до развилки.

Направо шла более чистая дорога, но без рельсов. Налево грязная, но точно такая же, привычная, с путями. По грязной всегда можно пройтись, пойду по чистой.

За поворотом оказалась аккамуляторная. Здесь заряжались головные составы, которые таскали полные вагонетки. По бокам щитки, сверху изоляторы, много дополнительной вентиляции. К счастью, на выходе, дорога снова присоединилась к железной дороге.

Спустя ещё какое-то расстояние, которое снизу летит незаметно, я пришёл к глубокому спуску, где даже фонарик не просвечивал дно. Чуть позже, я нашёл что это.

Это тот самый спуск, слева камень летит со свистом много секунд и тишина
Это тот самый спуск, слева камень летит со свистом много секунд и тишина

Сами выработки – это сеть туннелей, опоясывающих гору внутри. Но проходят они далеко не на одной высоте, и есть множество горизонтов, где разные группы шахтёров работали раздельно друг от друга. Так же, частенько, одна высота проходилась полностью, и приходилось спускаться ещё ниже.

Вниз энтузиасты тоже спускаются, но совсем с другим оборудованием. Как минимум верёвка и альп.снаряжение, а как максимум самоспасы, запасы еды и воды, и некоторые инструменты для установки анкеров.

Красивый участок, на котором разбирали рельсы
Красивый участок, на котором разбирали рельсы

Чем дальше я шёл, тем хуже дорога становилось. В какие-то моменты рельсы вообще перестали существовать, а сам свод по виду еле держался. Хотелось оценить конец маршрута, но повороты всё не прекращались.

Когда позади несколько километров, хотя может это просто так кажется, понимаешь, что назад дорога будет не легче. Хочется повернуться и найти что-то новое у выхода, а не блуждать за пол часа пути от выхода, не осознавая даже как далеко я забрёл.

Тут же отмечу касательно использования “я” и “мы”. Спускаться в такое место одному – это не лучшая идея. И когда я спустился с друзьями, мы оставили рюкзаки сверху. Через некоторое время я решил взять фонарь получше, и понял, что забыл его. Пришлось вернуться, а остальных отправить вперёд. Встреча с друзьями произошла уже в конце, на самом грязном участке. Поэтому могу сказать, одному тут намного атмосфернее.

Когда конца так и не удалось найти, двинулись на выход, где есть ещё один вход, который возможно и являлся другим концом.

Пока съезжал с первого входа ко второму, оценил разницу высот, и точно уверил себя, что это другой горизонт, более низкий, и видимо более интересный. А верхний, возможно, просто выходит в никуда. Хотя, а вдруг там проходческий щит?!

Это другой горизонт, на который спускаются на верёвке. Тут закрыто
Это другой горизонт, на который спускаются на верёвке. Тут закрыто

На этом первое знакомство с урановым рудником считаю оконченным. Надеюсь вам понравилось, ибо лезть кому-то туда же не советую!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц