Для начала по традиции предыстория. Когда я был маленьким, по проводному радио, которое в 90-е по инерции оставалось на каждой кухне, шла передача «Хождение за три моря», передача была музыкальной, но такая музыка, которую там транслировали, меня в те годы не интересовала. Но заставка этой передачи (или её реклама в эфире радио) врезались мне в память. Там были звуки волн, странно и пронзительно звучащая мелодия (уже позднее я узнаю, что этот инструмент называется жалейка), какие-то крики и голоса. И в моём детском воображении рисовался древний портовый город, в котором кипит жизнь, с кораблей выгружают мешки со специями, люди в разнообразных одеждах ходят, перешагивая через корабельные канаты и разговаривая на множестве неизвестных языков и наречий, пахнет солью, рыбой, дымом и табаком.
Конечно, я расспрашивал родителей, кем был этот Афанасий Никитин. Рассказы о путешественнике XV века, который добрался до Индии раньше Васко да Гамы, а потом еще и сумел вернуться назад и рассказать о своих удивительных приключениях, поражали меня. Именно тогда в моей голове сложилась формула: путешественник - это тот, кто вернулся из Индии. Во многом поэтому, когда мне выпадет возможность отправиться туда на работу, я не буду раздумывать ни секунды.
Позднее, во взрослой жизни я поймал себя на мысли, что путешествия уже не приносят нам таких эмоций, которых мы ждали от них в детстве. Не мне лично, людям XXI века вообще. Впервые это осознание пришло ко мне во время поездки на учебу в Париж. Я стоял у Эйфелевой башни, смотрел на неё и понимал, что она ровно такая, какой я видел её в кино и на фотографиях, в интернете и в журналах. Даже чуть менее яркая, с толпами людей и моросящим февральским парижским дождём. Эйфелева башня была, а магии не было. Похожие эмоции я испытал и через несколько дней в Лувре, когда из-за спин многочисленных туристов пытался разглядеть крохотную Джоконду, которая в жизни уступала собственным фотографиям, как и Эйфелева башня.
Но затем в рамках учебного курса у нас была поездка в Нормандию. Одним из городов, которые мы посещали, был Онфлёр - маленький городок на берегу Ла-Манша в том месте, где в него впадает Сена. После завершения занятия в городе, у нас осталось несколько часов свободного времени перед обратной дорогой в Париж. Поскольку каких-то очевидных достопримечательностей, кроме гавани в этом крохотном нормандском городе не было, я отправился бродить по улочкам.
Темой нашего занятия в этом городе был геобрендинг. И, как нам рассказали, фундаментом позиционирования туристического бренда Онфлёра была его аутентичность: многие дома специально не реставрировали, а просто ухаживали за ними, давая красиво стареть. И вот гуляя по его узким улочкам, вымощенным брусчаткой, вглядываясь в тяжелые деревянные двери, которые открывались и закрывались за сотни лет до меня, я почувствовал себя Афанасием Никитиным. Да, это покажется смешным, но в тот момент я ощущал себя именно так: чужаком, который поражается обыденным для местных жителей вещам, вроде изъеденных веками и солью досок или бурого цвета кирпичей, из которых сложены дома.
После этого у меня появился очень простой и эффективный способ получать эмоции и впечатления от любого, даже, казалось бы, банального путешествия. В каждом новом городе, каждой стране, я представляю себя путешественником XV века. И сам себе задаю вопросы: а что было бы интересно человеку из той эпохи? Куда он пошёл бы? Как смотрел бы на людей, их привычки и одежду? Какую еду пробовал бы? Какую музыку слушал бы, чтобы потом рассказать своим землякам об удивительных местах, в которых он побывал, и людях, которых там повстречал.
С этим способом интересными становятся даже самые обычные вещи: чашки в кафе и окна в домах, система транспорта и расположение улиц, жесты людей и их бытовые привычки.
После этого ещё одним поворотным моментом стала книга «Планета людей» Антуана де Сент-Экзюпери, благодаря которой я понял, что самое главное сокровище любой страны, самый важный и неисчерпаемый источник тайн и секретов о ней, это люди.
Во многом именно поэтому в каждой новой стране я стараюсь общаться с людьми. Не только местными, но часто даже с такими же путешественниками как я сам, приехавшими из других стран, чтобы понять и то, какой они видят страну вокруг нас.
Но всё-таки главный вайб путешествий для меня это местные жители. Разговоры с ними позволяют узнавать то, что невозможно загуглить, просто потому что для этого нет соответствующего поискового запроса. Но, кроме того, это помогает ещё и понять душу тех городов, в которые я приезжаю.
После той студенческой прогулки по Онфлёру из каждой страны, каждого региона я привожу не только сувениры, но и новую музыку, новых для себя писателей, новые блюда и напитки.
Попробуйте воспользоваться моим способом, и вы убедитесь, что не существует городов и мест, которые не были бы интересными, просто иногда нужно немного изменить фокус своего зрения и представить себя немного Афанасием Никитиным.
Именно благодаря этому способу я целый день гулял по домам жителей мумбайских трущоб со случайным знакомым, который вызвался быть моим проводником. Только благодаря ему в Марракеше я попал в мечеть, куда не пускают иноверцев, а потом угощался чаем в берберском доме. С помощью него попал в неработающий музейный комплекс в Индии, возвращаться из которого пришлось на автобусе с рабочими.
Кстати, напишите в комментариях, какую из перечисленных в предыдущем абзаце историй, вы бы хотели прочитать следующей?
Подписывайтесь на мой канал, ставьте 👍 и пишите комментарии 👇
А если вы боитесь путешествовать, прочитайте мою статью, в которой я рассказываю, как побороть такие страхи: https://zen.yandex.ru/media/id/5f43f599c8ce966b514c7334/strahi-meshaiut-jit-nasyscennoi-jizniu-u-menia-byl-takoi-opyt-rasskazyvaiu-kak-ih-pobedit-61f8034838a54f61d3c40b9a