После выхода предыдущего разбора меня начали спрашивать, а чей это дисер, и где защищался. Люди, моя задача не уязвить кого-то, а убрать старые недостоверные фетиши, которые сейчас используются для разобщения людей. А потому, имя диссертанта останется в секрете. Одно могу сказать. Дисер реальный, опубликован, и, даже издан в виде книги (после чего все тезисы, изложенные на его страницах стали каноническими, а автор был причислен к лику столпов науки).
Кто-то отреагировал на разбор очень… специфично. Что я могу сказать, если откровенная глупость и грубейшие ошибки в диссертации для кого-то неочевидны, то… (медицина здесь бессильна).
По большому счету, мне должно быть все равно, что произошло 80 лет назад, но…
Используя давние, далеко не всегда справедливые «обиды» нас пытаются столкнуть лбами. Ну, представьте ситуацию: Вы живете в большом доме, тут приезжает человек, живущий на другой улице, и начинает рассказывать, что дедушка вашего соседа когда-то нагадил под дверь вашему дедушке, и вы должны его ненавидеть. Показывает какие-то фото, документы, якобы доказывающие, что сей факт имел место быть. Ваши действия?
Я бы спросил: «А тебе-то что до этого?» Тем более, что (выражаясь фигурально) я своего дедушку застал, и он мне всегда говорил, что дедушка соседа был нормальным человеком.
Выстраивание отношений между народами, так же как и выстраивание отношения между людьми, это длительный и сложный процесс, который требует и взаимного уважения и взаимного терпения. «Побить горшки» и обложить друг-друга матом проще, (но не лучше).
Ладно, философия это, вернемся к уровню нашей (или не очень нашей) исторической науки. Смотрим ту же самую (докторскую) диссертацию посвященную коллаборационизму в Крыму.
Раздел, посвященный пропаганде, я пропущу. Пропаганда аморфна, и не имеет четких критериев. Хотя, там где есть конкретика, сразу возникают вопросы. Цитирую:
«Несмотря на то, что Крым уже к ноябрю 1941 года был занят немецкими войсками, а на его территории формально был организован генеральный округ ≪Крым≫, систематической пропагандой здесь не занимались ни военные, ни гражданские власти. Она носила спорадический характер, связанный, прежде всего, с требованиями данного момента.
Стало ясно, что немецкая пропаганда на оккупированных территориях вообще и в Крыму, в частности, требует коренных изменений. Поэтому приказом ОКВ от 5 сентября 1942 года из состава батальона пропаганды ≪Украина≫ был выделен второй отдельный взвод, который 15 сентября был преобразован в Штаб пропаганды ≪Крым≫ Отдела пропаганды ≪Украина≫. Его резиденций был определен Симферополь».
Правда? Сей ученый муж, сочинив свое «двойное управление», и не сделав четкой периодизации, сам стал заложником своих заблуждений. Картинка из немецких документов иная.
11-я армия имела свою штатную 649-ю роту пропаганды, которая и листовки печатала, и газеты издавала, и в мегафон вещала. После того, как армия ушла, в сентябре, естественно, встал вопрос, кто же «подхватит знамя». Ничего «спорадического» здесь нет. Рота пропаганды 11-й армии организовала работу грамотно, вовлекая в нее местное население, и…
Противник своего добился. В диссертации дан хороший иллюстративный материал. Цитирую: ≪В первые же дни образования Симферопольской горуправы, – писал один из свидетелей событий тех лет, – я видел целые волны караимов и армян, набросившихся на управу с желанием рвануть себе куски общественного пирога… Цивильные татары бросились в частную торговлю, караимы заняли счетные должности, а армяне – административные. Болгары, из-за своей малочисленности… заняли более скромные места: начальников цехов, хлебопекарен и мастерских… (Все нерусские) ставят себя в положение враждебности к русскому народу и его государственности≫.
Более того, велась политика, направленная на всеобщее разобщение, на разобщение людей даже внутри отдельных социальных и национальных групп. 1 июля 1942 года от городского коменданта Симферополя поступило распоряжение, чтобы ≪все украинцы… которые живут в городе… но которые почему-то зарегистрированы как русские… могут обратиться с прошением в комиссию при Главном управлении полиции Симферополя… Личности, украинская национальность которых будет доказана, получат новые паспорта с верно указанной национальностью≫.
Да, противник наносил удары во всех направлениях, с тем, чтобы расколоть общество. Он заигрывал со всеми социальными, религиозными и национальными группами, сталкивая их между собой. Но, при этом, он никогда не давал ни одной из групп того, чего она добивалась. Ну, например, в одной из диссертаций по данной теме (2020 год Москва) указано:
«В качестве Крымского муфтия был выбран Амет Озенбашлы, который сыграл видную роль в годы Революции и Гражданской войны. Будучи репрессированным в конце 1920-х гг., Амет Озенбашлы провел годы в лагерях и на принудительных работах. Когда немцы оккупировали Крымский полуостров, он стал влиятельным членом Мусульманского комитета. Амет Озенбашлы был амбициозным человеком и надеялся возглавить крымскотатарское государство, созданное при содействии Третьего Рейха. Немцы, однако, относились с подозрением к его деятельности, и в результате Озенбашлы за свою чрезмерную активность и неподчинение был арестован службой безопасности, но сбежал в октябре 1943 г. в Одессу, а затем – в Бухарест».
Это глубокое заблуждение ни православный, ни мусульманский, ни какой либо еще духовный лидер не были ни избраны, ни назначены. Противник достаточно жестко контролировал и эту сферу жизни. Ладно, хватит о пропаганде. Мутное это дело. Интереснее следующая глава.
ГЛАВА 3 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОККУПАЦИИ (КРЫМСКО-ТАТАРСКИЙ ВОПРОС)
Бац! Сразу, в лоб! А чо именно татарский, а не украинский (например). Если уж подходить с точки зрения нацистов, то украинцев было больше, в том числе и на службе у противника. Ладно, смотрим дальше.
«Итак, по порядку. В конце декабря 1941 года в Бахчисарае был создан так званий (так в оригинале, использовано украинское слово) Мусульманский комитет, который возглавили Д. Абдурешидов и два его заместителя – И. Керменчиклы и О. Меметов».
Если по порядку, то еще до этого, была проведена регистрация всех немцев, итальянцев и болгар. Им были предоставлены те же права и льготы, что и членам оккупационной администрации и солдатам оккупационных войск. Но, опять же, это не действия самого населения Крыма. Это политика оккупантов, направленная на разобщение людей. Или как «Я отказываюсь от подачек нацистов, я лучше умру от голода, чем приму что-то от них!» Так?
Дальше в диссертации идет фраза: «Затем было разрешено образовать свои Мусульманские комитеты крымским татарам». Не буду придираться к датам, потому, как не «в конце декабря». Важно другое в цитате есть искажение смысла.
Немцы пишут, что 20-го ноября 1941 года, было принято решение создать мусульманский комитет, создание которого было поручено службе СД в городе Бахчисарай. Есть разница? Мусульманский комитет был создан не по инициативе татар, его создавало СД, кандидатуры не выбирались голосованием, а подбирались оккупантами.
Автор диссертации дает правильную информацию о том, что Мусульманский комитет состоял на штате у СД, а, потом делает «пируэт ушами». Смешивая различные этапы существования этого оккупационного органа, он сообщает:
«Все районные мусульманские комитеты имели такую же структуру и в своих действиях, в целом, руководствовались (хоть и не официально) указаниями Симферопольского комитета. Разумеется, на содержание этих комитетов уходило гораздо меньше средств. В некоторых же районах их члены работали на общественных началах».
Так вот, в тот период, когда комитет был оплачиваемой марионеткой оккупантов, он был … единственным, и не имел «филиалов». Это было при «администрации» 11-й армии. Потом платить перестали, и комитет самораспустился.
При новом формировании комитета, его отправили на «самофинансирование» (за счет учреждений культуры) и после попробовали сформировать филиалы в 4 городах. Но, опять же, это не «народная воля». Все необходимые документы печатали сами немцы, включая даже бланки заявлений в немецкие органы с просьбой о разрешении на создание. Эти незаполненные бланки есть в документах Командования Крымом и в документах 17-й армии.
Автор очень внимательно разбирает действия Мусульманского комитета (и, наверное, это правильно). Хотя автор сам признает, что:
«Как доносил один из партизанских разведчиков, в последние два месяца оккупации большинство районных татарских комитетов практически не функционировали И даже Симферопольский мусульманский комитет состоял, фактически, только из одного человека – ≪спекулянта≫ Абдурешидова. Хотя в комитете на тот момент числилось еще 11 членов, ни один из них участия в его работе не принимал».
Видимо, автора такая трактовка не очень устраивает, и он добавляет: «Следует сказать, что ≪лейтмотивом≫ этого донесения были следующие слова: ≪В настоящее время в Крыму нет такого человека, который пользовался бы авторитетом среди татар≫.
Объективно говоря, уже вторая «версия» мусульманского комитета (посаженная на самофинансирование) работала от случая к случаю, и естественно, искусственно созданная структура не пользовалась авторитетом, хотя отдельные его члены были очень уважаемыми людьми (и не только среди татар).
Автор очень подробно рассматривает политический аспект, стремление к национальной автономии, визит в Крым Озенбашлы, рассматривает воззрения Д.Седаймета, Кырымала, рассказывает о том, как нацисты «подрезали крылья» мечте об автономии. На самом деле, все это касается очень узкого круга людей, ибо большинство татар… просто выживало (им было не до высокой политики).
Слушайте, а почему мы опять говорим только о татарах? Ладно, подошли к самому интересному. Дальше, идет «вишенка на торте».