«...исключительность - это великолепно. Но совсем непрактично.»
Если отбросить весь пафос из смысловой части этой цитаты, то впечатления от неё становятся очень грустными.
Вопрос о «творце и обществе» давно стал сюжетной линией мировой истории. Можно вспомнить Николу Тесла и мир без электричества, Галилео Галилей и Земля в «центре» Солнечной системы и другие.
«Источник» Айн Рэнд - один из лучших примеров такого противоборства.
Отличник и неформал
Причём здесь роль большинства берут архитекторы-профессионалы, которые изначально трактуются как независимые умы. Но в романе о независимости творчества не может идти и речи: «Мы отдаём дань нашим учителям, сделавшим это искусство». Именно это остановило поток идей.
Таким путём Питер Китинг работал и стал лучшим выпускником института именно за подражание старым стилям и их смешивание. И это не торжество разума, чистого и настоящего искусства, это был конформизм, удобный для тех, кто «сверху», и ставший главным критерием успеха для тех, кто поднимается «снизу».
Позже Питер убедился, что с таким подходом новое не появятся. Ибо одобрение в публичном пространстве прекратится, как только люди изъявит желание получить что-то принципиально неординарное. И молодой парень пал жертвой замкнутости концепции.
Как показывает история, одному человеку иногда удаётся сломать тот мейнстрим, не предвещающий чего-то нового.
Фигура Говарда Рорка оказалась настолько многогранна, что для полного её описания потребуется отдельный текст.
Он - единственный "художник" в этой книге, который нёс СВОЮ мысль, свою идею, свою индивидуальность. Всё это в совокупности показало глубокие изъяны в высшем образовании архитекторов, ибо не могли преподаватели принять новаторство «неразумного студента». Именно он стал «проявлением оригинального таланта» Питера Китинга, помогая ему с проектами и не меняя свой почерк. Этим Говард показал пропасть между ним и «правильным» отличником.
Если нонконформисту часто удаётся не обращать внимания на негодование публики, то справляться с прессингом журналистов, которые напрямую влияют на мнение - труднейшее занятие.
Слово способно сломать?
Эллсворт Тухи - один из известнейших обозревателей архитектурных новинок. Но несмотря на свой профессиональный слог, журналистский нейтралитет ему не свойственен. Он всецело стоит на стороне "мастеров старой закалки", ибо поддержка новатора равносильна неуважению великих предков и их современников. Лишь раз Тухи писал похвалу Рорку. Но поняв, что земля под устаревшей школой стремительно уходит, нимб творца он снял немедленно.
Очаровательная, но с непростым характером Доминик Франкон оказалась «не своей» в компании конъюнктурщиков. Она всегда противостояла этим «скучным» умам и шла на контакт только из выгоды. Но, встретив Говарда Рорка, девушка чистоту замыслов, их свежесть, эти крепкие руки, которые чувствуют всё это. Она поняла, чего так ей не хватало.
Тем более, что в состоянии любви, неброской, но очень крепкой, противостоять консерваторам было всё труднее. Особенно гиганту среди акул пера архитектуры.
Гейл Винанд поднялся с самых низов и сделал с нуля непохожий стиль в публицистике. Очень многим он похож на Говарда Рорка, и их встреча должна была произойти. Их мысли совпадали, они не выносили этих «дилетантов». Но это и погубило Гейла: в журналистике идти против большинства весьма опасно. Винанд потерял всё.
«Источник» стал некой Солнечной системой, где сюжет вращался вокруг таланта и эгоизма Говарда Рорка, но у многих других героев так же был свой внутренний мир, каждый из которых был интересен не меньше.
А готовы ли вы пронести свою идею?
Комменты сюда, лайки сюда))
#книги #литература #архитектор #журналистика #искусство #архитектура