Территориальные споры в Южно-Китайском море (ЮКМ) в настоящее время являются одной из нерешенных проблем в мире. «Камнями преткновения» в акватории Южно-Китайского моря являются Парасельские острова и острова Спратли. В решении вопроса о принадлежности островов начали принимать участие и внерегиональные игроки, например США.
Чем же примечательны острова в ЮКМ? Акватория является важным трансграничным судоходным путем, богата топливно-энергетическими и рыбными ресурсами, государства, которые находятся в относительной близости от территорий (Китай, Вьетнам, Филиппины, Малайзия) заинтересованы в использовании ресурсного и стратегического потенциала.
Принадлежность островов не определена, что усиливает конкуренцию за территории и приводит к захвату части островов Китаем, Вьетнамом, Филиппинами и т. д. На захваченных территориях страны строят военную инфраструктуру. Столкновения у берегов архипелагов, захват островов в обход международного права, постепенная милитаризация акватории способствуют нарастанию конфликтного потенциала ЮКМ.
Девятипунктриная линия Китая
Китай создал правовую базу, по которой практически вся акватория ЮКМ – воды КНР. Границу, которую провел Китай, называют девятипунктирной линией, в соответствии с ней и Спратли, и Парасельские острова принадлежат Поднебесной.
Страны Юго-Восточной Азии (ЮВА), которые так же претендуют на острова, не признают правомерность линии девяти пунктиров.
Почему Китай вызвали в суд?
В 2012 г. произошел инцидент, после которого конфликты в ЮКМ были выведены на новый уровень. Китайские военные помешали филиппинской стороне арестовать китайских рыбаков, которые находились рядом с филиппинской территорией архипелага Спратли. С конца 2013 г. КНР начала насыпать искусственные острова в ЮКМ для расширения своих территорий и освоения новых. Пекин заявлял, что все острова и инфраструктура на них необходимы исключительно для обеспечения безопасности судоходства и жизнедеятельности и быстрого реагирования на стихийные бедствия.
При этом многие специалисты отмечают, что на искусственных и природных островах, которые подконтрольны КНР есть большое количество военной инфраструктуры, что способствует милитаризации ЮКМ. Эти действия Пекина побудили филиппинское правительство направить жалобу в третейский суд в 2013 г. Филиппины настаивали на том, что действия КНР в ЮКМ, а именно создание искусственных островов в акватории, противоречат нормам международного права, а также угрожают рыболовству, экологии и судоходству. Манила приказала увеличить число патрулей на контролируемых ею островах Спратли.
В 2016 г. состоялся суд в Гааге, который нанес серьезный ущерб по позициям КНР в ЮКМ. Третейский суд постановил, что «у Китая нет юридических оснований для того, чтобы заявлять исторические права на добычу ресурсов в пределах линии «девяти пунктиров»».
Суд признал, что риф, около которого находились китайские рыбаки, является филиппинской территорией. Гаагский трибунал не признал правомерность «линии девяти пунктиров», так как КНР подписала в 1982 г. конвенцию ООН по морскому праву, что отвергает концепцию «исторического моря», которой придерживается Китай.
Кодекс поведения в ЮКМ
Пекин готов урегулировать свои отношения со странами ЮВА. На фоне экономической заинтересованности стран АСЕАН и КНР в сотрудничестве друг с другом ситуация с архипелагом Спратли является дестабилизирующим фактором, который требует немедленного разрешения.
Между государствами ведется диалог по поводу урегулирования споров в ЮКМ. Усилиями Вьетнама и Брунея в 2013 г. начались переговоры между странами АСЕАН и Китаем на уровне генеральных директоров МИД по поводу подписания Кодекса поведения в ЮКМ. Одним из главнейших условий Китая является то, что конфликт должны урегулировать только действующие акторы (без вмешательства, например, США).
Для Китая будущий Кодекс – это инструмент сдерживания внерегиональных держав от вмешательства в территориальные споры в ЮКМ, так как Кодекс, в первую очередь, позволяет сохранять контроль за процессом урегулирования исключительно за странами-участницами. Переговоры по Кодексу все еще ведутся, державы ищут согласие по поводу ключевых пунктов.
Действия США
Однако внерегиональные игроки все же проявляют интерес к акватории. К примеру, 12 января 2022 г. Госдеп США опубликовал доклад, в котором США призывают Китай отказаться от неправомерной девятипунктирной линии и принять постановление Гаагского суда.
При этом США сами проводят военные учения в Южно-Китайском море. Так были зафиксированы американские авианосцы над ЮКМ в июне 2020 г. Также в апреле 2021 г. были обнародованы данные китайских спутниковых снимков, которые зафиксировали американскую амфибийно-десантную группу недалеко от акватории.
Получается, что напряжение вокруг ЮКМ растет: помимо региональных держав, военную активность в регионе усиливают и США. С одной стороны, США сдерживают Китай, который явно имеет более высокий индекс морской мощи, чем страны ЮВА, в регионе. С другой стороны, вмешательство США способствует выходу спора на международный уровень, приводит к эскалации конфликта, что делает ЮКМ особой точкой напряженности.