1985-ый. Прошло двенадцать месяцев с момента, когда DEEP PURPLE объявили о своем реюнионе в составе 1973 года. Чего ждали тогда участники группы от своего предстоящего альбома и последующего мирового турне?
Ричи Блэкмор:
«Я не ждал чего-то конкретного, я просто подумал: «Черт возьми, давайте сделаем это!» Мне надоели все эти слухи по поводу реюниона, и я сказал: «Давайте продолжим», а Роджер Гловер сказал: «Я с тобой!» Я не поверил сначала, когда вдруг осознал, как всё пошло, количество проданных пластинок превысило все ожидания. И нам пришлось дублировать наши концерты везде, где бы мы ни выступали — в Австралии, Германии, Америке.
Первоначально я беспокоился о том, чтобы состоялось по одному шоу в каждом городе, который мы запланировали, но в результате мы пришли к тому, что устраивали по два аншлаговых шоу везде, где играли».
«Очень приятно осознавать, что так много людей хотели прийти на наши концерты. В глубине души я не слишком то оптимистичный человек и всегда думаю, что никто не придет, что никому не интересно. Поэтому я порой уклоняюсь от интервью, я могу быть слишком негативным, но не хочу представлять группу в таком негативном ключе».
«Я был удивлен, как хорошо все сработало. Хотя я сразу думал, что в Америке всё пойдет удачно. Прожив тут достаточно долго, я слышал этот постоянный шум: «Вы знаете, когда они снова соберутся вместе?» Американцы больше склонны слушать свои группы. Здесь раскрутка неамериканской группы занимает чертовски больше времени, чем в Англии, но как только вы развернулись, вас не забудут. Это хорошо для музыкантов: вы можете просто расслабиться и играть тут вечно».
«Но у нас была проблема: слишком много хорошего материала. И старого, и нового. Поэтому я сел и подумал - ну что, я ведь собираюсь показать всем, какой я блестящий гитарист, и после этого я сказал остальным, что мы будем играть!» (смеется).
«Я настолько привык манипулировать группой, как это было с RAINBOW, что имею привычку быть несколько деспотичным в своих мыслях. Так что я сказал: «Я думаю, что вот это будет хороший сет-лист», Роджер посмотрел на него и согласился, что да, так хорошо, но хотел добавить еще один трек, я думаю, это была Mary Long....»
Жаль, но Mary Long так и не попала в концертные сеты, пока не появился Стив Морс. И Роджер Гловер очень доволен, как можно заметить на видео.
Ричи Блэкмор:
«Но нет. Мы не включили её в наши шоу. И Джон Лорд с радостью согласился с сетом, я думаю, что Джон просто очень нервничал из-за всего этого, и не особо интересовался репертуаром, а просто хотел показать всем, как все это будет звучать спустя столько лет.
И к счастью, публика довольна всеми теми номерами, которые мы играем на сцене, и это очень хорошо, потому что есть, наверное, пара треков, которые понравились бы фанатам, но я не хочу их играть. Например, мы не исполняем Woman From Tokyo, хотя она имела бы большой успех и здесь, в Америке, и, эээ, в Кемберли, в Британии!»
«Мы вообще не играем ничего с Who Do You Think We Are. Это был какой-то несчастливый альбом, всё было очень напряженно. Я даже не могу вспомнить, что там было, и не думаю, что мы сыграем что-то оттуда, нет, нет».
«У нас всегда всё работало очень странно. Woman From Tokyo была большим хитом здесь, в Америке, но я не думаю, что она была выпущена как сингл в Британии. Вспомним, что Black Night имела большой успех в Британии и никому не нужна была здесь. Smoke On The Water вообще стала хитом только после своего третьего релиза в Америке. Я имею в виду, что и второй вариант в конце концов понравился, но для этого потребовалось три подхода.
Это просто показывает, что вы должны продолжать делать то, во что вы верите, даже если это связано с неоднократным переизданием вещей».
Успех DEEP PURPLE всегда был связан не только со студийными, но и во многом с концертными альбомами. Made In Japan и Made In Europe установили хорошую планку, каким должен быть настоящий живой альбом.
Ричи Блэкмор:
«Сейчас, во время тура, записывалось много концертов, но обычно я никогда этого не замечаю. Они записывают очень много наших концертов. Я думаю, что у них уже есть естественная привычка. Просто в тур взяли мобильную студию и время от времени записывают концерты».
«Вошло в моду снимать на видео живые выступления. Некоторые из наших концертов в Австралии были сняты на видео, и мы теперь используем эти видео. Однако когда дело доходит до специальных съёмок, то тут мы лентяи, никто не будет переодеваться как актер или делать что-то ещё нелепое в этом роде. Мы не хотим снимать видео, черт возьми!
Звукозаписывающая компания говорит, что мы должны снять видео, а мы отвечаем: «Мы не будем!» и начинается большая битва, продолжающаяся до сих пор. Видео, которое они использовали для Perfect Strangers, было просто частью документального фильма, который снимали какие-то люди, я его еще даже не видел.
Когда я вижу себя, я совершенно смущаюсь и выключаю видео, я не смотрю ни одно из них. Я слышал, что в клипе Perfect Strangers есть момент, когда вы можете увидеть мою улыбку, я хотел вырезать это, но мне отказали!»
«Мы просто не можем быть обеспокоены этими видео. Я музыкант, понимаешь? Я делаю запись, а потом отправляюсь в тур, а этот видеобизнес сводит меня с ума! Для того, чтобы продать пластинку, достаточно придумать песни, записать их, спродюсировать, а затем выпустить её. Поэтому, когда меня просят сделать эти дурацкие видео, я начинаю сходить с ума. Мне совершенно не нравятся ни видео, ни MTV. Выглядят ужасно! А такие люди, как Майкл Джексон, полностью выходят за рамки, тратя миллион на создание видео».
«Видео Тома Петти на песню Don't Come Around Here No More стоило около полумиллиона долларов. Том Петти сейчас попал в топ-20 чартов, так что я бы сказал, что это окупилось, да. Но это не для меня. Мне нравится видеть хорошего музыканта, но мне не нравится, когда музыкант наполовину актер, и мне не нравится, когда актер пытается играть музыку. Это всегда слабо. Я играю на гитаре, но я не хочу быть актером, иначе мне пришлось бы пойти в школу актерского мастерства».
«Кстати, пока мы не играли все вместе, начались всякие темные дела. Два парня, которые были в нашем менеджменте раньше, но их нет с нами сейчас, очень расстроены положением дел, поскольку у нас теперь другое руководство, и каждый день происходят юридические баталии.
На самом деле, эти ребята несут ответственность за большую часть того ужасного материала, который выходит, например, некоторые из тех кошмарных японских релизов с участием Ковердейла и Хьюза, это просто сборники той же старой чепухи, которую мы делали много лет назад, в этом нет ничего нового. Это очень раздражает».
«Я смотрел мировые чарты Billboard, и в Италии в Топ-10 у нас было что-то, о чем я никогда не слышал, а также в Германии было что-то еще, все эти пластинки, о которых я никогда вообще ничего не слышал! Я имею в виду, что это за чертовщина? И они делали это уже много раз, они продолжают штамповать и извергать ту же самую старую чепуху.
К сожалению, поклонников обманывают - они видят новую упаковку и думают, что в ней что-то новое. Очень трудно справиться с этим, хотя мы ведем постоянные юридические баталии, чтобы остановить подобное. Но тут еще замешана и старая звукозаписывающая компания».
«Меня спрашивают, может ли повториться уход Иэна Гиллана, как в 1973-м. Я так не думаю, нет. Я думаю, сейчас мы все поражены талантами друг друга, мы уже год в таком настроении. Я смотрю на группу, когда я ухожу со сцены, а Джон исполняет соло или что-то в этом роде. Я думаю, что они все потрясающие, это правда. То, как поет Иэн Гиллан... У него очень сильный голос.
Каждый второй певец в рок-группах в наши дни имеет тонкий слабый голос и выжимается до максимума на концертах. Но в конце концов, Иэн каждый вечер сотрясает зал силой своего голоса. Ну да, иногда он сходит с ума, уходит со сцены и не может говорить, но на следующий вечер он возвращается и поет! Приятно это видеть. Иэн подходил ко мне после некоторых выступлений и говорил: «Ты мой герой!»
«Вот такие маленькие вещи происходят постоянно, так что группа реально очень хорошо относится друг к другу на сцене. Я полагаю, что еще может наступить время, когда между нами снова может встать политика, но когда мы на сцене, мы действительно ладим друг с другом, потому что мы все очень уважаем друг друга».
«Мне нравится, как Иэн представляет песни на сцене. Как с Perfect Strangers, когда мы были в Японии, он обычно говорил: «Следующая песня о футбольной команде из Англии, которая живёт через дорогу от меня в Хаунслоу!» ( Хаунслоу - район Лондона - авт.) И все тут: «Что? Что он сказал? Что-то про кокаин?»
А потом Иэн говорил: «Там была такая футбольная команда, они все из местечка под названием Perfect Street, а команда называется Perfect Street Rangers!» Тут все совершенно в трансе, а я ржу на краю сцены, понимаете? Я люблю такой юмор, а японцы не знали, смеяться им или отправляться за фотографиями Perfect Street Rangers».
«RAINBOW... время от времени я вспоминаю об этом. Но я чувствую, что хотя у RAINBOW и были хорошие вещи, но никогда не было той идентичности, которая есть у PURPLE. С PURPLE я не всегда слышу конечный продукт и иногда думаю, что он должен был быть более похожим на то или иное, но он всегда очень популярен в массах.
С RAINBOW у меня всё всегда было более или менее так, как я хотел, но это не так сильно нравилось поклонникам рока, так что, очевидно, есть что-то, чего я не уловил, какой-то пульс. Я не чувствую, что ошибался, нет - мне обязательно нужно было что-то сделать самому, но популярность RAINBOW по сравнению с PURPLЕ показывает мне, что я что-то делал не совсем правильно».
«В целом же, думаю, что с RAINBOW у меня все получилось на все 100 процентов, но теперь есть Иэн Гиллан, который определенно не нормальный человек, ха! К вещам, которые я написал, он придумает совершенно неожиданные для меня мелодии и тексты, такие, о которых я никогда бы не подумал сам. И это часть химии и магии PURPLЕ. Ни у кого нет такого голоса, как у Иэна Гиллана, вспомните вокалистов JOURNEY, FOREIGNER, SURVIVORS или RAINBOW».
«Кстати, Иэн Гиллан собирается записать сольный альбом. Меня это очень беспокоит, честно говоря. Он должен один Ричарду Брэнсону из Vrigin Records. Я думаю, что это очень неразумный поступок, но Иэн тут застрял в углу, он должен выполнить условия контракта, который подписал до того, как мы собрались вместе, но я нервничаю из-за всего этого.
У нас три или четыре месяца перерыва, и я хочу, чтобы это были выходные, чтобы никто ничего не делал. Я не хочу, чтобы кто-то в группе делал сольный LP, потому что нужно время, чтобы все расслабились, тогда будут хорошие идеи для следующего альбома PURPLЕ.
Но если вы будете в студии каждые пять минут, это не очень хорошо для следующего LP. Я всегда верю в это, моя философия заключается в том, чтобы держаться подальше от студии, насколько это возможно, чтобы когда я все-таки туда приду, из этого получилось бы что-то действительно хорошее».
«Но тут без вариантов. Из того, что я знаю о ситуации с Гилланом, все очень щекотливо. Однако мне лучше не говорить слишком много, иначе мне не придётся больше летать на Virgin Atlantic» (конгломерат Virgin Group включает в себя около двадцати компаний, в том числе лейбл звукозаписи Vrigin Records и авиакомпанию Vrigin Atlantic - авт.)
«Кстати, вы знаете, что MOUNTAIN снова вместе? Хорошая группа, они поддерживают нас на наших концертах в Европе. Вообще удивительно, сколько групп вернулись, YES, ELP, GRAND FUNK RAILROAD, THREE DOG NIGHTt, вот о ком я читал, что они снова вместе. YES были первыми, а нам потребовалось десять лет, чтобы сделать это. Я думаю, это все хорошо, потому что если люди хотят пойти и посмотреть эти группы, почему бы и нет?»
«Странно, но я слышал, что Кит Эмерсон не делал ничего целую вечность, пока не было ELP. Я знаю, что Грег Лейк присоединился к ASIA ненадолго, и они мне очень понравились. Хотя я не знаю, что с ними сейчас».
«Мне кто-то сказал, что Стив Хакетт и Стив Хоу вместе создали группу и подписали контракт с Geffen Records. Мне нравится Дэвид Геффен. Я думаю, что он всегда многого ждет от своих групп, проявляет ко всему интерес, и любит дисциплину, он имеет тенденцию щелкать кнутом, что, я думаю, хорошо. Я знаю несколько групп, которые он заставил ремикшировать свои пластинки, прежде чем выпустить их на продажу. Этот парень говорит: «Нет, это недостаточно хорошо, чтобы ставить на них мое имя, перемикшировать, переделать все это!»
«Думаю, это прозвучит странно, но мне очень понравился последний LP WHITESNAKE, Slide It In. Мне понравился клип на их сингл, очень хорошая песня, должна была бы стать хитом, но не стала. Я не совсем понимаю название, кто-нибудь сказал бы мне, что это такое. Но очень свежо. Люди всегда спрашивают: «Что вы думаете о Дэвиде Ковердейле?», а я просто считаю WHITESNAKE хорошей группой с хорошим вокалистом. Могу ли я сыграть что-то вместе с ним на каких-либо концертах в будущем? Это совсем другое дело, это личное!»
«А альбом Дэвида, я думаю, что альбом очень хороший. Как обычно, он не стал хитом, во всяком случае здесь. Мадонна тут номер один, чтобы вы поняли, насколько все плохо. Я люблю музыку, люблю играть на гитаре, выступать на сцене, но эта индустрия сводит меня с ума».
«В 68-м, когда мы только начинали, было гораздо больше свободы действий - людям было действительно интересно, хороша группа или нет. А теперь намного важнее, как парень или девушка одеты на сцене. Мне это противно больше всего. Люди говорят, что я завидую! У меня есть своя аудитория, и я очень хорошо справляюсь с моим бизнесом, но меня беспокоит, что хороших музыкантов увольняют с работы из-за этих чертовых уродов. Эти ваши Бой Джорджи и им подобные! Это называют новаторским подходом. Я думаю, мы все обречены».
«Но вообще после 70-х появились и неплохие группы. Например IRON MAIDEN. Они отлично играют в футбол. Они обыграли нас со счетом 5:4 в прошлый раз, но я их достану! Стив Харрис — хороший футболист, забил гол с лета прямо с углового. Это меня очень впечатлило! Но вообще-то в той игре я был слегка ленивым. Это моя самая большая ошибка, я не могу постоянно бегать, я не работаю в поле. Если у меня есть мяч, я в порядке, но я не собираюсь бегать туда-сюда».
«У DEF LEPPARD очень свежее звучание, я понимаю, почему в Америке они нравятся. Они очень свежие, почти как когда-то BEATLES. Немного грубо, но у них есть гламурность, и они выглядят правильно. В позапрошлом году Америка неистовствовала из-за DEF LEPPARD. Приятно было видеть, как VAN HALEN сбили с их насеста, они немного самодовольные, думают, что уже все засеяли. А вы знаете, что Иэн Пейс большой поклонник LEPPARD?»
«Но это британские группы, а из местных в Америке популярны MOTLEY CRUE и RATT. Но это все уже было 15 лет назад, у них нет той самой свежей искры творчества. Это все копирование, немного VAN HALEN, немного того, немного сего, и все».
«Я видел несколько видеозапесей FIRM, но не был на их выступлениях. Я думаю, это хорошо, что они что-то делают, Пол Роджерс - отличный вокалист. Но Пейдж, он для меня странный гитарист. Он не из тех парней, которых я бы назвал блестящими! И никакой музыкальной теории.
Зато у него есть свой способ писать хорошие риффы, такие вещи, как Kashmir и некоторые другие вещи ZEPPELIN, там его риффы великолепны! Но он не тот музыкант, который рвется в бой. Он очень красиво конструирует песню, он очень красиво играет на гитаре. Это очень приятно слышать. Однако он не самый быстрый стрелок в городе, понимаешь?»
«Есть те, которые играют так быстро, что становится глупым, но Джимми не такой. Однако сейчас многие парни сходят с ума на грифе, и мне хочется сказать им, чтобы они немного успокоились. Это как цитировать Шекспира на скорости 100 миль в час».
«В Британии мы сыграем всего один концерт, в Knebworth Fayre. Это очень важно. В Англии всегда давление... Хотя я не слишком много знаю о самом концерте. Мы провели своего рода голосование. Кто-то из группы хотел дать больше концертов в Британии, а кто-то хотел дать один большой. Но очень сложно, когда у тебя большой продакшн, выйти на безубыточность, играя в Британии, вот почему туда приезжает не так уж много групп.
Я хотел дать несколько концертов - один в Шотландии, один в Бирмингеме, два в Лондоне, что-то в этом роде, но меня отверг... кто-то, не помню кто, кто-то, кого я встретил где-то в пабе» (смеется).
«Я не очень-то люблю, когда обо мне судят по одному выступлению, потому что обычно это неизбежное разочарование, все идет не так. Я мог бы сказать, что залы в Британии недостаточно велики, но я действительно точно ничего не знаю. Я просто слышал, как сейчас люди говорили: «О, эти залы недостаточно велики, чтобы вместить туда Ричи!»
«Но если бы все зависело от Иэна Гиллана, группа выступала бы во всех клубах и залах Британии, но тут в игру вступает политика и все такое, и в итоге группа отправляется в тур по Европе с тремя выходными перед Небуортом и тремя выходными после, так что мы, вероятно, могли бы сделать что-то большее.
Думаю, дело дошло до того, что я даже не могу вспомнить настоящие причины, по которым мы не едем в британский тур. Мы собираемся начать европейское турне с концерта в маленьком клубе в Швеции. Просто пригласим участников нашего фан-клуба, и сделаем это тайно, чтобы промоутеры не стали бы брать с людей целое состояние».
«Не думайте, что я играю только на стадионах. Я частенько играю в клубе под названием Sparks здесь, на Лонг-Айленде, это хэви-метал клуб. Если когда-нибудь там будет действительно простой блюз из трех аккордов, я подскочу и немного сыграю с группой. Я частенько ссорюсь в этом клубе, играя в настольный футбол» (смеется).
«Мне показалось очень странным, что U2 будут играть в Небуорте в один день с нами. Изначально они собирались провести свой концерт через пару недель, а потом вдруг передумали и выбрали тот же день, что и мы. Это не угроза, а вызов, у них определенно большая аудитория, чем у нас. Я не разозлился, когда узнал, что они играют, но это вызвало некоторые подозрения. Люди специально изучили этот вопрос для меня и сказали, что это точно не попытка намеренно создать нам сложности, хотя сначала я именно так и подумал».
«Я всегда с подозрением отношусь ко всему, всегда есть какие-то подводные течения. Ммм, эта штука с U2 показалась мне очень странной, из всех выходных летом выбрать именно этот день, чтобы поиграть. Я уверен, что где-то спрятался промоутер, который несет за это ответственность».
«Но так как мы не коммерческая группа, придут наши настоящие верные фаны, мы также хотели бы достучаться до некоторых людей, которые покупают хиты, но мы не в Top Of The Pops, поэтому... Я все еще немного нервничаю по поводу этого события, не знаю, как оно обернется».
Всё началось, как обычно, с драйвовой мощи Highway Star, а затем перешло в новую Nobody's Home.
Ричи Блэкмор исполнил великолепные соло, прошло двенадцать лет, и реинкарнация легенды взорвала родную Британию.
Восьмиминутная Strange Kind of Woman полностью вернула всех в 70-е, годы безропотно исчезли.
Лорд и Блэкмор устроили потрясающую дуэль во время невообразимо быстрой и динамичной A Gypsy's Kiss.
Эпическое великолепие Perfect Strangers продемонстрировало отличную форму Иэна Гиллана и классный навязчивый гитарный рифф в середине и в конце песни, а Under The Gun, в чем-то схожая с сольными работами фронтмена, усилила присутствие нового альбома.
Кивок в сторону Machine Head, и классический блюз Lazy развернулся в барабанное соло Иэна Пейса, превратив сцену в храм технического совершенства. Иэн, несомненно, по-прежнему лучший рок- барабанщик в мире.
Дальше зловещие клавиши Лорда, качающий бас Гловера и рубящие барабаны Пейса означали, что пришло время песни Knocking At Your Back Door.
Неожиданная инструментальная композиция RAINBOW Difficult To Cure дала возможность поразвлекаться Джону Лорду во время его продолжительного соло.
Хай-хэт Иэна Пэйса ознаменовал начало растянутой версии Space Truckin', которая достигла кульминации во время хаотичного соло Блэкмора.
PURPLЕ вернулись с Woman From Tokyo и Speed King. Лорд и Блэкмор с удовольствием нарезали риффы, вернувшись на машине времени в 70-е.
Второй энкор - Black Night. После, казалось, нескольких часов аплодисментов группа снова двинулась дальше, чтобы сыграть Smoke On The Water. И всё это под проливным дождём!