В райцентре они, конечно, намучались. Мало того, что очереди везде. Так обслуживают – через губу не переплюнут. Лень наманикюренными пальчиками пошевельнуть, бумажки перелистать как следует.
-У вас не весь пакет документов! Следующий!
Да ты глаза-то разуй, милая! Все у нас есть. До единой бумажечки собрали!
В общем, к вечеру только Надя с Костей освободились. Но и на следующий день приезжали. И еще через три дня. Надя все хотела к куме заскочить, крестников повидать. Да куда там! Только напрасно гостинцы с собой таскала.
На прописку у Кости ушло еще две недели. Все нервы из мужика вытянули! Надежде стыдно было за земляков, когда он про свои мытарства рассказывал.
-У нас не так,- возмущался Константин.- А в Подмосковье так вообще никакой волокиты не было. Без всяких проволочек получили временную регистрацию.
Зато в школе всё утряслось на честном слове. В пятницу, как жена с Костей поехала оформлять продажу дома, Вячеслав пошел к Зинаиде.
-Как спали-ночевали? – поприветствовал он новую хозяйку, увидев ее во дворе.
-Отлично, дядь Слав!
-Хм…Жену, значит, Надей кличешь, а меня «дядь Слав»? А я ведь немногим ее старше! Зови тогда Вячеслав Иванович. Так хоть солидно будет.
Я вот что, Зина, пришел. В школу тебе надо сходить, детей оформить. Чтобы с понедельника уже учились. Можно б и сегодня сразу с ними идти, да вдруг справки какие затребуют. Про здоровье. Сама знаешь, жизнь какая пошла. Директриса уже на месте. Я в окошко видал, проходила. Могу тебя, Зинаида, сопроводить. В подтверждение, что дом у нас купили.
-Спасибо, Вячеслав Иванович! Полчасика мне дадите? Мои спят еще. Не знаю – будить ли, нет? Я-то быстро соберусь!
-Да нехай поспят! Записку оставь, что в школу ушла. У нас уроки, кстати, в одну смену. С восьми утра.
На часах было девять. Зина, проводив мужа в район, уже и суп на обед сварила. И сумки-коробки дорожные разобрала. Спалось ей действительно замечательно. И вообще светло было на душе, радостно.
Она приготовила детворе осенние куртки. Они все в зимнем приехали. Варенька в шубе даже. Знали, конечно, что здесь не зима еще. Но громоздкий багаж тоже не хотелось. В конце октября в Подмосковье уже снег лежал. А тут – трава зеленая из-под листвы виднеется. Зинаида петрушки для супа нащипала. Чудеса!
Через полчаса Зина стояла напротив дома Вячеслава и Нади. Школа от них через дорогу, считай. Наискосок. Да, вот такой бы им домик-то! Домище. А земли, пожалуй, поменьше, чем у них.
Женщина удивлялась, что во всех дворах виноград вроде не до конца убран. Темные, скукоженные гроздья виднелись там и тут. Внизу по бетону расходились чернильные пятна.
-Птицам что ли оставляете? Я про виноград.
-Так винный, да изабелла. Меньше стали давить. Кому пить? Мы нынешний год только соки гнали, для внуков.
В школе им пришлось дождаться перемены. Директриса была на уроке. Зина с мужем уже обсудили, что отдадут Игорька не в четвертый класс, а в третий. Учился он плоховато. Не тянул по всем предметам. Пошел с шести лет. Да, видать, рано ему было.Намаялись они с ни! Пусть снова в третьем классе учится.
Директриса удивленно приподняла брови:
-Зачем вам год терять? Классы у нас малокомплектные. Нагоните! Ирина Сергеевна разрешает родителям на уроках присутствовать, когда материал новый объясняет. Двенадцать учеников. И это на начало учебного года. А к восьмому классу не знаю, сколько останется.
Кто в райцентр переводит, там у нас школа со спортивным уклоном. На всю страну чемпионы гремят, не слыхали? В города многие уезжают. Вы по специальности кто будете? С работой у нас туго.
-Медсестрой была, но квалификацию давно потеряла,- призналась Зинаида.- На парикмахера переучилась. Брови, маникюр делаю. И аппаратный тоже.
-Значит, без куска хлеба не останетесь, - улыбнулась директор. – Если с умом, заработать и на этом можно.
Она с удовольствием посмотрела Варенькину тетрадку.
-Старательная девочка!
Полистала медкарты детей.
-Медсестры в школе нет. Но у вас, вижу, все в порядке! Амбулаторию в селе уже лет семь как закрыли. «Скорая» из райцентра едет. 30 км. Учитывайте, в случае чего. Так что, хорошо бы вам восстановить свою медицинскую квалификацию! На уколах бы подрабатывали.
-Внутримышечные колю,- грустно ответила Зинаида.- Раньше и капельницы хорошо ставила. Но теперь уж рука разучилась в вену попадать.
-У нас - обязательная школьная форма. Сменная обувь, само собой, - строго сказала директор.- Пока пусть дети ходят в своей. Но никакой пестроты! И заказать надо. Вот телефон ателье. Самим придется в райцентр съездить. Пойдемте в учительскую. У Ирины Сергеевны окно. . Педагог молодой, но опыт уже есть. Третий набор у нее.
Вячеслав Иванович поджидал Зинаиду в коридоре.
-Все в порядке?- с улыбкой спросил он.
-Иваныч, да иди уже! – рассмеялась директор.- Не обидим мы вашу жиличку.
-Нашу, Лариса Георгиевна! Новую хуторянку! – поправил мужчина. – На картах мы все еще «хутор Круглый» значимся. Это какие-то умники додумались нас поселением обозвать!
-Ну, что ж делать, не посоветовались с тобой, Вячеслав Иванович! – развела руками директриса.
Варина учительница Зинаиде понравилась. Она сразу дала маме расписание. Рассказала, что проходят.
-Пусть вот это стихотворение выучит! Вы по какой программе занимались? Нет, у нас другая. Ничего, у меня есть запасной комплект учебников. Но весной вернете. Ждем вас в понедельник. Спрошу Варю наизусть. Пусть хорошенько подготовится! Покажет себя ребятам. Так ей легче будет в новом классе освоиться.
Было видно, что педагог рада новой ученице. Да еще такой старательной. Варины тетрадки – одно удовольствие демонстрировать! Буковка к буковке, никаких помарок. Не то, что у Игорька. Пишет как курица лапой, и ошибка на ошибке. Жаль, что не согласились его в третий класс взять.
А может и правильно это? Сколько еще малокомплектная школа продержится? Доучиться бы детям!
Продолжение
Буду признательна за лайки, подписку, отзывы и комментарии!
Девушки в солдатских сапогах:
https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5fd1aeaee5b5fd6453ae730f/60930eb5b8f34b04d2200d62/edit