Не стоит думать, что переселение огузских племен из Средней Азии на запад было одномоментным. Нет, оно происходило не только в 11-м веке, в десятилетия, когда была создана Сельджукская империя. Несколько последующих столетий, организованно или бессистемно, туркмены, жившие за Каспием, приходили в Анатолию или Иран и получали у местных правителей землю.
Племена, которые позже стали создателями державы Кара-Коюнлу, покинули свою родину, спасаясь от монгольского нашествия. Вполне возможно, дорогу для них протоптали воины хорезмшаха Джелаль ал-Дина – тот собирался создать на Кавказе державу, чтобы новыми силами ударить по чингизидам.
Глава беглецов из племени ивэ по имени Сулейман-шах переселился с домом и дружиной в верховья Тигра и Евфрата. В дальнейшем он оборонял Багдад от армии Хулагу, но закономерно потерпел поражение. В 14-м веке его потомки владели землями в районе озера Ван.
Сплотив близких им по духу кочевников, эти люди создали державу Кара-Коюнлу. Ее название достаточно спорно – оно возводится либо к тотемному знаку правящего рода, либо к преобладающему цвету стад. В качестве общего флага эти люди использовали древний символ, который применялся в степи еще со скифских времен. В разные времена он назывался «цветком жизни» или «сердцем дракона», и употреблялся на печатях и флагах гуннами, тюркскими мамлюками, сельджуками и монголо-татарами.
Первая волна сельджуков вела экспансию в регионе по формальному приглашению багдадских халифов. Поэтому они предпочитали суннитскую ветвь ислама. Но племена группы Кара-Коюнлу пришли сюда двумя столетиями позже. Поэтому они попали под власть шиитских проповедников, которых было много там, где существенное влияние имела персидская культура.
Неудивительно, что всю свою историю эти люди упорно враждовали с родственными по духу и крови, но принявшими другую веру племенами из союза Ак-Коюнлу. Они поселились немного западнее, там, где персов уже не было, и поэтому предпочли суннизм. Но не нужно их путать и излишне противопоставлять друг другу. Давайте лучше сравним это соперничество с противостоянием Киева и Новгорода в Древней Руси. Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу были кочевыми огузами. Те и другие в любом случае являются общими предками турок и азербайджанцев. Правда, к последним они все-таки имеют большее отношение.
В 1335-м году правитель монгольского государства Хулагуидов по имени Абу Саид Бахадур-хан отправился в Азербайджан, чтобы отразить вторжение Золотой Орды. Во время похода он по неизвестной причине простился с жизнью. Как считается, его отправила на небо одна из жен, которая мстила своему мужу за расправу над родственниками.
После этого между местными чингизидами началась распря за трон. Этим воспользовались лидеры западных тюркских племен, которые установили свою власть на территории большого географического треугольника, заключенного между озером Ван, Мосулом и Эрзурумом. Это стало основанием державы Кара-Коюнлу. Всю свою историю она имела кочевой характер, но экономически опиралась на города.
Черный Мехмед, второй правитель этой конфедерации (1380-1389-е гг.) сумел превратить ее в империю, осуществив планомерные завоевания по всему периметру границ. После того, как Тамерлан захватил запад Ирана, он отправил бекам Кара-Коюнлу письмо с требованием о повиновении. Но они решили сопротивляться и сумели разбить крупную армию тимуридов. Правда, ее вел племянник хромого Тимура, а не он сам.
Черный Юсуф, сын Мехмеда, восстановил свое государство, когда владыка Самарканда отправился на небо. Он не только сумел победить его потомков, но и обратил их экспансию вспять. В окрестностях Тебриза этот умелый полководец разгромил войско Мираншаха, третьего сына Тимура, который простился с жизнью в тот самый день. В дальнейшем держава Кара-Коюнлу воспользовалась усобицами в стане своих врагов и сумела дойти до Герата, альтернативной столицы среднеазиатской империи. Но затем был заключен мир, и от этих приобретений пришлось отказаться.
После такого сильнейшего территориального роста тюркская империя стала более рыхлой, а на ее окраинах стали восставать те или иные князья. Кара-Коюнлу пожирала сама себя, стремясь устранить всякую угрозу сепаратизма. Одновременно усилились кочевники Ак-Коюнлу, которые в середине 15-го века провели на восток серию удачных вторжений. Старый бек не вовремя ушел из жизни, его сыновья собрали свои войска, но не сумели оказать никакого сопротивления. Государство пало, а гегемония в регионе перешла к другим тюркским странам.
#сельджуки #тамерлан #тюркские народы #азербайджан