Писатель Борис Можаев ставился - неудачно - в театре на Таганке, дружил с Любимовым и потому был мужик информированный. В начале 1985 он рассказывал узкому кругу литераторов в Малеевке, про хохму Юры Любимова во Флоренции на постановке оперы "Риголетто". Любимов, после эмиграции, был востребован в Европе как постановщик опер.
Так вот. В "Риголетто" Юра сунул Сталина, Мао, Муссолини. Сделал #мюзикл и вынес на суд избалованной итальянской публики. Финал. Занавес....Раздался свит и топот. А Любимов уже выходит на поклоны вместе с артистами. Он ожидал оваций, а тут такое. Не сдержавшись, русский #гений, согнул левую руку в локте, переложив ее правой.... Это фото и стало культурной сенсацией Италии на несколько дней. Несколько газет опубликовали этот смелый кадр.
В результате Юрий #любимов стал:
1️⃣ Худруком драматического театра в Болонье.
2️⃣ Худруком маленького экспериментального театра в Париже
3️⃣ В Лондоне ставит "Бесов".
Советские литераторы услышав волшебные слова - Париж, Лондон, Болонья - "выпали в осадок".
Вот откуда истоки, друзья мои, у современных русских режиссеров - Серебрянников и Богомоловых.
Немногие, в том 85-ом, правда, поняли, что театр в Болонье - это не в Риме, а экспериментальный в Париже - это на 100 мест ( в лучшем случае). Но валюта, валюта!
P.S. Пост про духовного наставника Тарковского и Кончаловского впереди!