Найти в Дзене
Игорь Орлов

Парадоксальный фрагмент Евангелия, из которого неопытные делают лукавые выводы

Оглавление

Ситуация.

«Первым в рай вошел разбойник» - нередко слышно такое парадоксальное заявление в церкви.

Отсылка идет к евангелию от Луки (23 глава), когда распятый по правую руку от Христа разбойник (имя его Дисмас или Рах) говорит Ему: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк 23:42).

Икона благоразумного или покаявшегося разбойника (Дисмаса или Раха). До 17 века н.э. было принято изображать эту икону в церкви на дверях в Алтарь (фото из Яндекс Картинки)
Икона благоразумного или покаявшегося разбойника (Дисмаса или Раха). До 17 века н.э. было принято изображать эту икону в церкви на дверях в Алтарь (фото из Яндекс Картинки)

Этот разбойник признал в Христе Бога, уверовал в Него, покаялся в своей греховной жизни и обратился ко Христу с надеждой. 3 добродетельных движения его души: вера, покаяние и надежда.

И Христос ответил ему: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43).

Вроде бы фрагмент прост и не вызывает особых вопросов. Любой человек, на любом этапе жизни, может покаяться в нерадивой жизни и быть прощен Богом, стяжать Царство Божье. Никогда не поздно покаяться перед Богом. Вот главный смысл.

В чем парадокс?

В чем же парадокс? И почему это порождает лукавство в неопытных людях?

«Первым в рай вошел разбойник».

То есть для того, чтобы войти первым в рай надо быть разбойником? Покаявшимся. Мы все разбойники? (Интересно, кто на самом деле разбойник по жизни, часто ли приходит к такому пониманию? Или это склонность более чистых нравственно людей самих себя поливать, копаясь уже в тонкостях души? Но миру светлей, когда меньше разбойников в нем)

Перед Святым Причастием есть молитва «Вечери Твоей тайне днесь», в которой причащающийся просит Бога принять его покаяние, как покаяние разбойника. Беря за пример покаяние этого самого Дисмаса или Раха.

Но Дисмас покаялся так один раз в жизни, перед смертью. От всей души. Он был реальным разбойником. И реально покаялся. Умер с надеждой и попал в рай.

Нужно ли человеку каждый раз так каяться?

Тогда это выглядит как лукавство и как лицемерие перед Богом. Либо наигранность в этом, либо патологическое чувство вины.

Разве в этом состоит правильная духовная жизнь? В том, чтобы всю жизнь себя считать разбойником и всю жизнь каяться как разбойник? Играть в игру «покаявшийся разбойник»?

То есть, человек, который живет нормальной духовной жизнью, не так близок Богу, как разбойник?

Поиски ответа.

Обратимся за ответом к святому Иоанну Лествичнику. Святому, почитаемому во всех христианских конфессиях. Это был духовно одаренный человек, который в 16 лет пришел в монашество. Опытные наставники сразу распознали в нем будущего святого и игумена, мыли ему, юноше ноги (подробнее, читай вступительное слово к "Лествице).

Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайской обители, автор "Лествицы" (фото из Яндекс Картинки).
Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайской обители, автор "Лествицы" (фото из Яндекс Картинки).

У св. Лествичника, как подвижника-практика, много примеров с покаявшимися разбойниками, которые он наблюдал по жизни. Сколько таких приходило в его монастырь в те годы?! Он пишет о них в своей «Лествице». И во всех случаях разбойники покаявшиеся уже не жили жизнью. Они уходили в плач покаяния до последних своих дней. Смерть при жизни. Их уже ничего в жизни не интересовало.

Такая ли модель поведения христианина? Для этого ли пришел Христос на Землю и отдал Себя на распятие?

Если разбойник уходит в безмерное покаяние, в постоянный плач о своих грехах, теряя всякий интерес к другой жизни, кроме покаянной – то где спасение? Он тонет в чувстве своей вины и ничего другого не делает в жизни с любовью, интересом.

Тогда он только и памятует о своем грехе и все время привязан к нему цепями памяти. Он не может освободиться от камня в совести. Возникает постоянное моральное самобичевание, безысходное. Он сам себя усиливает в худом, постоянно помня о нем и бичуя себя.

Разбойник на кресте один раз покаялся и попал в рай. А здесь безысходное бичевание покаянием всю жизнь. Разве жизнь Богом, святой Дар Божий, дана только для этого?

Св. Иоанн Лествичник в 6 слове "Лествицы" задает такой вопрос:

«Почему Бог не даровал нам предведения смерти, если воспоминание о ней столь благотворно о нас?» (Лествица, 6:9)

И отвечает:

«Никто бы не спешил принять крещение и вступить в монашество (если б знал о дате своей смерти – прим. автора), и на самом уже исходе из жизни сей приходил бы к крещению, или к покаянию» (там же).

Таким образом, святой Иоанн показывает на практике, что такое «покаявшийся разбойник». Если бы люди знали, когда они умрут, то все стали бы «покаявшимися разбойниками». Всю жизнь жили бы в свое удовольствие, покаялись перед смертью и сразу в рай. Вот оно - лукавство в действии. Человек ведь всегда ищет как проще ему.

Что противопоставляет такому образу духовной жизни св. Лествичник?

Святой Иоанн объясняет, что такое поведение было бы худым:

«от долгого навыка грех делался бы второй природой, и он оставался бы совершенно без исправления» (там же).

Лествичник сам идет и предлагает другим путь восхождения в земной жизни по лествице добродетелей. Это есть духовный труд самого человека и Милость Божья. Человек старается, Бог помогает, человек возрастает добродетельно. Человек живет тружеником духовным и добродетельным человеком, а не разбойником. Он не возносится добродетелями, не хвалится ими. Он понимает, что так жить правильно. Что Бог в этом помогает. Что именно об этом и говорит Христос.

Дополнительные комментарии.

Интересны здесь комментарии Мартина Лютера, основоположника протестантизма.

Мартин Лютер (фото из Яндекс Картинки)
Мартин Лютер (фото из Яндекс Картинки)

Как известно из истории, католическая церковь, зная лукавство людей и стремление легким способом попасть в царство Божье, придумала индульгенцию.

  • Не надо каяться на смертном одре, как разбойник.
  • Не надо работать над собой, как предлагает святой Лествичник.
  • Купи у церкви индульгенцию за деньги и грехи простятся. Вот католическое решение средних веков.

(В современной России богатые господа тоже могут купить себе индульгенцию, давая деньги на строительство храмов и монастырей. Зачем истязать себя и работать над собой духовно? Все проще: дал деньги – и ты в раю. Бог простил грехи).

Мартин Лютер, в своих «95 тезисах» раскритиковал такой подход католической церкви и заметил другое:

Христос, Кровью и Страданиями Своими уже спас каждого христианина. Ответственность и требование к христианину, жить по Богу, не нарушать Его законов. Изучать Евангелие, внимать ему и не нарушать.

Не приходить каждый раз с синдромом «покаявшегося разбойника», нарушив Божье. А прежде, чем совершить поступок безбожный (желание своровать, обмануть, поблудить и т.д.), вспомнить о Боге, о Его Кресте, проникнуться духом Евангелия и…не совершить дурной поступок. Или исправить, если возможно.

Лютер говорит не только о внутреннем покаянии (выворачивании души и совести), но и о внешнем. Покаянии поступком.

Если так не должно поступать христианину – не поступай. И Бог в этом в помощь. Христос пришел обновить людей, чтобы они жили, думали и поступали по-христиански в своей жизни.

Мне кажется такой подход зрелым и ответственным перед Богом. В нем нет того лукавства, которое может возникать (у неопытных) от постоянной игры в «покаявшегося разбойника». Можно с опытом стать драматическим актером в «покаянного разбойника», но только воз может остаться там, где был.

Спасение, это когда Бог прощает и обновляет жизнь, улучшает ее.

Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.