Ситуация.
«Первым в рай вошел разбойник» - нередко слышно такое парадоксальное заявление в церкви.
Отсылка идет к евангелию от Луки (23 глава), когда распятый по правую руку от Христа разбойник (имя его Дисмас или Рах) говорит Ему: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк 23:42).
Этот разбойник признал в Христе Бога, уверовал в Него, покаялся в своей греховной жизни и обратился ко Христу с надеждой. 3 добродетельных движения его души: вера, покаяние и надежда.
И Христос ответил ему: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43).
Вроде бы фрагмент прост и не вызывает особых вопросов. Любой человек, на любом этапе жизни, может покаяться в нерадивой жизни и быть прощен Богом, стяжать Царство Божье. Никогда не поздно покаяться перед Богом. Вот главный смысл.
В чем парадокс?
В чем же парадокс? И почему это порождает лукавство в неопытных людях?
«Первым в рай вошел разбойник».
То есть для того, чтобы войти первым в рай надо быть разбойником? Покаявшимся. Мы все разбойники? (Интересно, кто на самом деле разбойник по жизни, часто ли приходит к такому пониманию? Или это склонность более чистых нравственно людей самих себя поливать, копаясь уже в тонкостях души? Но миру светлей, когда меньше разбойников в нем)
Перед Святым Причастием есть молитва «Вечери Твоей тайне днесь», в которой причащающийся просит Бога принять его покаяние, как покаяние разбойника. Беря за пример покаяние этого самого Дисмаса или Раха.
Но Дисмас покаялся так один раз в жизни, перед смертью. От всей души. Он был реальным разбойником. И реально покаялся. Умер с надеждой и попал в рай.
Нужно ли человеку каждый раз так каяться?
Тогда это выглядит как лукавство и как лицемерие перед Богом. Либо наигранность в этом, либо патологическое чувство вины.
Разве в этом состоит правильная духовная жизнь? В том, чтобы всю жизнь себя считать разбойником и всю жизнь каяться как разбойник? Играть в игру «покаявшийся разбойник»?
То есть, человек, который живет нормальной духовной жизнью, не так близок Богу, как разбойник?
Поиски ответа.
Обратимся за ответом к святому Иоанну Лествичнику. Святому, почитаемому во всех христианских конфессиях. Это был духовно одаренный человек, который в 16 лет пришел в монашество. Опытные наставники сразу распознали в нем будущего святого и игумена, мыли ему, юноше ноги (подробнее, читай вступительное слово к "Лествице).
У св. Лествичника, как подвижника-практика, много примеров с покаявшимися разбойниками, которые он наблюдал по жизни. Сколько таких приходило в его монастырь в те годы?! Он пишет о них в своей «Лествице». И во всех случаях разбойники покаявшиеся уже не жили жизнью. Они уходили в плач покаяния до последних своих дней. Смерть при жизни. Их уже ничего в жизни не интересовало.
Такая ли модель поведения христианина? Для этого ли пришел Христос на Землю и отдал Себя на распятие?
Если разбойник уходит в безмерное покаяние, в постоянный плач о своих грехах, теряя всякий интерес к другой жизни, кроме покаянной – то где спасение? Он тонет в чувстве своей вины и ничего другого не делает в жизни с любовью, интересом.
Тогда он только и памятует о своем грехе и все время привязан к нему цепями памяти. Он не может освободиться от камня в совести. Возникает постоянное моральное самобичевание, безысходное. Он сам себя усиливает в худом, постоянно помня о нем и бичуя себя.
Разбойник на кресте один раз покаялся и попал в рай. А здесь безысходное бичевание покаянием всю жизнь. Разве жизнь Богом, святой Дар Божий, дана только для этого?
Св. Иоанн Лествичник в 6 слове "Лествицы" задает такой вопрос:
«Почему Бог не даровал нам предведения смерти, если воспоминание о ней столь благотворно о нас?» (Лествица, 6:9)
И отвечает:
«Никто бы не спешил принять крещение и вступить в монашество (если б знал о дате своей смерти – прим. автора), и на самом уже исходе из жизни сей приходил бы к крещению, или к покаянию» (там же).
Таким образом, святой Иоанн показывает на практике, что такое «покаявшийся разбойник». Если бы люди знали, когда они умрут, то все стали бы «покаявшимися разбойниками». Всю жизнь жили бы в свое удовольствие, покаялись перед смертью и сразу в рай. Вот оно - лукавство в действии. Человек ведь всегда ищет как проще ему.
Что противопоставляет такому образу духовной жизни св. Лествичник?
Святой Иоанн объясняет, что такое поведение было бы худым:
«от долгого навыка грех делался бы второй природой, и он оставался бы совершенно без исправления» (там же).
Лествичник сам идет и предлагает другим путь восхождения в земной жизни по лествице добродетелей. Это есть духовный труд самого человека и Милость Божья. Человек старается, Бог помогает, человек возрастает добродетельно. Человек живет тружеником духовным и добродетельным человеком, а не разбойником. Он не возносится добродетелями, не хвалится ими. Он понимает, что так жить правильно. Что Бог в этом помогает. Что именно об этом и говорит Христос.
Дополнительные комментарии.
Интересны здесь комментарии Мартина Лютера, основоположника протестантизма.
Как известно из истории, католическая церковь, зная лукавство людей и стремление легким способом попасть в царство Божье, придумала индульгенцию.
- Не надо каяться на смертном одре, как разбойник.
- Не надо работать над собой, как предлагает святой Лествичник.
- Купи у церкви индульгенцию за деньги и грехи простятся. Вот католическое решение средних веков.
(В современной России богатые господа тоже могут купить себе индульгенцию, давая деньги на строительство храмов и монастырей. Зачем истязать себя и работать над собой духовно? Все проще: дал деньги – и ты в раю. Бог простил грехи).
Мартин Лютер, в своих «95 тезисах» раскритиковал такой подход католической церкви и заметил другое:
Христос, Кровью и Страданиями Своими уже спас каждого христианина. Ответственность и требование к христианину, жить по Богу, не нарушать Его законов. Изучать Евангелие, внимать ему и не нарушать.
Не приходить каждый раз с синдромом «покаявшегося разбойника», нарушив Божье. А прежде, чем совершить поступок безбожный (желание своровать, обмануть, поблудить и т.д.), вспомнить о Боге, о Его Кресте, проникнуться духом Евангелия и…не совершить дурной поступок. Или исправить, если возможно.
Лютер говорит не только о внутреннем покаянии (выворачивании души и совести), но и о внешнем. Покаянии поступком.
Если так не должно поступать христианину – не поступай. И Бог в этом в помощь. Христос пришел обновить людей, чтобы они жили, думали и поступали по-христиански в своей жизни.
Мне кажется такой подход зрелым и ответственным перед Богом. В нем нет того лукавства, которое может возникать (у неопытных) от постоянной игры в «покаявшегося разбойника». Можно с опытом стать драматическим актером в «покаянного разбойника», но только воз может остаться там, где был.
Спасение, это когда Бог прощает и обновляет жизнь, улучшает ее.
Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.