Найти тему
Спорт и путешествия

"Непотопляемая" Мэри Робертс с пароходов "Титаник и "Рохилла"

Оглавление

Начальник поисково-спасательной станции "Серебряный бор" Ярослав Черногоров разыскивает и собирает исторические документы о работе водных спасателей в надежде когда-нибудь создать музей. В его коллекции, кроме всего прочего, много подшивок дореволюционного альманаха "Спасание на водах", который выпускал ОСВОД.

Эту историю я начала разматывать со страниц альманаха № 8 за 1915 год.

Пароход "Рохилла" и его систершип "Рева" были заказаны на верфи "Харленд энд Волфф" в 1905-м году. Суда предназначались для рейсов в Индию. С этим было связано название: рохиллы - это пуштунские горцы. На ходовых испытаниях "Рохилла" показал скорость 16,6 узлов - это более 30 км/ч, великолепный результат для того времени.

В 1908 году оба судна были переведены в статус военных и предназначались для десантных операций. Спустя два года они стали первыми, на которых были установлены радиостанции Маркони. В 1914 году, в ходе Первой мировой войны, "Рохилла" стал военно-госпитальным судном.

-2

Спасённая с "Титаника"

Среди медицинского персонала на борту находилась медсестра Мэри Кизия Робертс. У неё уже был изрядный плавательский стаж. Она несколько лет работала в компании "Уайт стар лайн", ходила на пароходе "Мажестик" и была на хорошем счету. В апреле 1912 года она устроилась стюардессой на "Титаник", оставив дома мужа, инженера-электрика, и пятерых детей в возрасте от 5 до 13 лет. На "Титанике" миссис Робертс получала ежемесячную зарплату в размере 3,10 фунтов стерлингов - вернее, должна была получать по контракту. Во время катастрофы ей удалось избежать гибели и она вернулась на "Мажестик". Думается, в этом не было большой необходимости, потому что её муж Дэвид руководил компанией West Bridgford Motor Company. Видимо, ей просто нравилось море со всеми его опасностями: такая адреналинщица - многодетная мать.

Вторая катастрофа в биографии

Переправы через Ла-Манш были опасны не только из-за военных действий, но и потому, что маяки не функционировали. Ночью 30 октября 1914 года, во время сильного шторма, "Рохилла" вышел в море с Оркнейских островов, направляясь в Дюнкерк. На борту находилось 229 человек, главным образом раненые. Судно село на мель на рифе Солтвик-Наб в районе Уитби, капитан Нильсен впоследствии утверждал, что управление было потеряно из-за подрыва на мине. Риф находился примерно в 350 метрах от берега и никак не был защищён от ярости океана. От ударов огромных волн корабль раскололся надвое. В октябре погода была совершенно не курортная: ледяная вода и сильный ветер, а на борту - полторы сотни раненых, далеко не все из которых были в состоянии передвигаться самостоятельно. В этих крайне тяжёлых условиях команда спускала шлюпки.

-3

На помощь вышли также шлюпки из Уитби, но одна из них разбилась и затонула, а другая получила повреждения. Спасательная операция длилась двое суток. По количеству спасённых информация отличается, думаю - можно ориентироваться на приведённый выше исторический документ, что было спасено 85 человек. Среди них была 44-летняя Мэри Кизия Робертс.

Даже после этой передряги Мэри Робертс продолжала работать в море и списалась на берег только в возрасте 59 лет! Её последним местом службы стал крейсер "Раджпутан", торпедированный немецкой подлодкой в 1941-м. Но неустрашимой стюардессы уже не было в живых. Она умерла в 1932-м, всего через три года после выхода на пенсию, в возрасте 62 лет. Её мужа не стало в следующем году. Они похоронены рядом в церкви Святой Марии Девы Марии, Лондон-роуд, Юэлл, Эпсом, Суррей.

"Рохилла" в 2008 году
"Рохилла" в 2008 году

Галина Погодина