Как известно, многие белогвардейцы после победы РККА в Гражданской войне отправились в эмиграцию. Там они рассеялись по разным странам, от Китая до США и от Чехии до Испании. Многие отошли от идеи борьбы с большевиками, тогда как политически белые эмигранты представляли из себя настоящий «винегрет» — от либералов и умеренных социалистов до монархистов (причем разных направлений) и фашистов.
Бывшие белые принимали участие во многих конфликтах Межвоенного периода. Например, в Гражданской войне в Испании (1936 — 1939), где эмигранты дрались как за Франсиско Франко, так и за республиканцев.
1941 год многие представители «непримиримых» из числа белоэмигрантского лагеря встретили с воодушевлением (считая, что власть коммунистов без вмешательства «внешней силы» не скинуть). Напрасно А. И. Деникин предостерегал белых от сомнительной идеи идти на службу к немцам.
Хотя бывшие эмигранты встречались и в французском, и в югославском Сопротивлении, хотя некоторые из них воевали в составе вооруженных сил США, Великобритании и Франции (Фёдор Иванович Елисеев, Георгий Ермолаевич Чаплин, Фёдор Евдокимович Махин и т.д.), хотя некоторых немцы посадили в концлагеря (Павел Алексеевич Кусонский, Пётр Семёнович Махров, князь Георгий Алексеевич Ширинский-Шихматов), хотя многие выбрали нейтралитет, но нашлись и другие деятели.
Широко известен «Казачий стан», где «засветились» казачьи деятели периода Гражданской войны — Пётр Николаевич Краснов и Андрей Григорьевич Шкуро. Хотя «походными атаманами» в разгар Великой Отечественной войны у этих «казаков вермахта» были бывшие белые казаки, оставшиеся в свое время... в Советской России (Сергей Васильевич Павлов и Тимофей Николаевич Доманов).
Белые эмигранты «мелькали» и в других частях/организациях Рейха. Например, белоэмигрант Борис Алексеевич Хольмстон-Смысловский возглавлял военное формирование коллаборационистов Дивизия «Руссланд» (названия менялись). Но там основной контингент составляли военнопленные Красной Армии.
А вот через Русский охранный корпус прошло порядка десяти тысяч бывших белогвардейцев и их потомков. Впрочем, некоторые позднее дезертировали (или даже перешли на сторону партизан). Включались в состав Русского корпуса и пленные красноармейцы (несколько тысяч).
Судя по мемуарам, чины Русского корпуса, подчиняясь немцам, мечтали о том, что их отправят воевать с Красной Армией. В итоге же сама Красная Армия придет к ним)
Но обо всем по порядку. На Балканах к 1941 году базировались самые «антисоветски настроенные» белоэмигранты, многие из которых представляли опасность, так как служили ранее в армии Югославии или занимались военно-преподавательской деятельностью.
«Двадцать пять тысяч эмигрантов — мужчин, женщин и детей, более двадцати лет живших в Сербии, были разбиты на множество организаций: от крайне правых до крайне левых. Большинство всё же было правых, очень небольшая часть — левых, и только единицы ради моды сделались фашистами...» (с) М. Ф. Скородумов. История возникновения Русского корпуса в Сербии.
После войны многие участники этого Русского корпуса стремились оправдать свой выбор, рассказывая о нападениях сербских коммунистов на русских эмигрантов. Последних сербы обвиняли в поражении югославских вооруженных сил. К тому же, после разгрома Югославии, многие русские эмигранты остались без работы. А в самой Сербии фактически началась масштабная партизанская война «всех против всех» (коммунисты, четники, усташи, оккупанты всех мастей), в которую и залез ещё и этот «Русский корпус» до кучи.
Белые предложили свои услуги немцам. Надеясь, что после разгрома сербских коммунистов их отправят воевать в СССР. Эмигранты отмечали, что будут воевать только против коммунистов. И даже пытались выставлять какие-то свои условия. Немцы, правда, юмора не поняли, сместив с поста командующего корпусом М. Ф. Скородумова и даже заключив его под арест.
Действительно, в Русском корпусе немецких офицеров было немного (связные и инструкторы), но само формирование целиком и полностью подчинялось нацистам (и зависело от их воли). С 1942 года этот корпус белоэмигрантов официально входил в состав вермахта, там присягали на верность фюреру, одевали и снаряжали личный состав тоже немцы и союзники Гитлера. Так что да, участники этого формирования были пособниками нацистов, хоть позднее и оправдывались, обвиняя немцев в «обмане».
Сначала белоэмигранты принимали участие в борьбе с югославскими коммунистическими партизанами Тито (вроде как симпатизируя четникам-монархистам и конфликтуя с усташами), в 1944 году Русский корпус воевал против Красной Армии. Более того, в 1944 году эти «белогвардейцы-пособники»... прикрывали немецкое отступление.
В 1945 году чины Русского корпуса «пробили дно», записавшись номинально в РОА небезызвестного предателя А. А. Власова (тогда создавалась организация КОНР, куда вошли многие антисоветские движения под патронажем нацистов, от казаков до «Украинской национальной рады»). Суть та же: воюем против СССР и любых коммунистов, но не против западных держав.
Тем не менее, этим-то как раз повезло «больше всех»: остатки Русского корпуса сдались англичанам. Но британцы их не выдали (хотя большую часть казаков и власовцев выдали). Официально не выдали по причине того, что большая часть офицеров и рядовых Русского корпуса не являлась советскими гражданами (а вот в случае с казаками, напротив, выдали советским властям в том числе и тех, кто советским гражданином никогда не являлся). Так что лидеров этих «белых на немецкой службе» не постигла известная судьба Власова, Шкуро или Краснова. Они практически все благополучно эмигрировали ещё дальше, в основном — в США (хотя отделения работали и в Канаде, Аргентине, Бразилии). Между прочим, деятельность этих белоэмигрантов продолжалась до 1999 года (издавали журнал и т.п.).
Среди чинов Русского корпуса было действительно немало офицеров белого движения, в том числе — бывших полковников и генералов. Да, возможно, кто-то пошел туда из соображений личной безопасности или ради денег. Но как раз в самих мемуарах участников этого корпуса мы можем увидеть стремление не только помогать нацистам бороться с партизанами (мы также знаем, что коммунистом, при желании, можно назвать того, кто тебе не нравится), но и желание пойти «на Восточный фронт»:
«В Русском корпусе русские люди видели тот маленький комочек снега, который, раз придя в движение, превратится постепенно в грозную лавину, назначение которой, с помощью немцев, осуществить то, что не удалось в 1918 — 1920 годах с помощью союзников...» (с) Д. П. Вертепов. Русский корпус на Балканах.
Короче, «хоть с чертом, но лишь бы против большевиков». Эта идея оказалась тупиковой, превратила бывших офицеров Русской армии в слуг Адольфа Гитлера, ненавистника славян. Разумеется, как и предупреждал в свое время А. И. Деникин, таким «помощникам» была уготована участь «шестерок», даже не «комочков снега». От которых немцы избавились бы после достижения своих целей.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.