После заявлений бывшего Президента США о том, что «экономика России разорвана в клочья», Североатлантический союз совсем скоро неожиданно столкнулся с конкретной угрозой - «нашествием» русских подводных лодок. Минуло всего-то 5 лет после громогласного заявления Нобелевского лауреата на весь мир. В общем, теперь Североатлантический Союз в раздумьях - как же отслеживать нависшие угрозы и реагировать соответствующим образом? Как создать действенную противолодочную оборону (ПЛО)?
Российская угроза не ограничивается традиционными лимитами «жёсткой безопасности». Эта угроза также представляет непосредственную опасность, если рассматривать в свете асимметричной и гибридной стратегии России. Главная цель русских субмарин - изолировать, подорвать, расколоть Североатлантический Союз. Кроме того, блоку НАТО и союзникам по Альянсу также придётся уделять пристальное внимание подводным лодкам Китая, Северной Кореи, других стран-изгоев (американское определение).
Североатлантический Союз - планы устранения проблем ПЛО
Ранее дзен-каналом «Z» рассматривались краткосрочные и среднесрочные проблемы противолодочной обороны Североатлантического союза. Так вот на текущий момент времени союзники по Альянсу НАТО планируют эти проблемы устранить. Однако в долгосрочной перспективе не исключено появление гораздо более сложных проблем.
С одной стороны, констатируют специалисты блока НАТО, морские воды становятся всё теплее, а подводные шумы океанов всё громче. Такой расклад явно затрудняет обнаружение подводных лодок русских. Морской фоновый шум удваивается каждое десятилетие, уровень радиопомех также заметно возрастает.
С другой стороны, российские подводные лодки становятся всё тише, специалистам-акустикам Альянса всё труднее обнаружить субмарины русских, учитывая:
- более совершенную конструкцию корпуса лодок,
- двигательную установку независимую от воздуха,
- современные системы шумоподавления,
- применение генераторов акустических помех.
В результате этого технологичного продвижения России, вполне возможно ожидать наступления так называемого «звукового паритета», когда русские подводные лодки шумят тише, чем окружающая природа моря.
Искусственный интеллект технологиям датчиков ПЛО
Прогресс развития технологий обнаружения гидролокаторов продвигается крайне медленно. Если подводные лодки русских становятся всё тише, дальность обнаружения пассивных гидролокаторов - доминирующих датчиков противолодочной обороны, за последние пять десятилетий сократилась с нескольких километров до сотен метров. Дальность действия активных гидроакустических систем по-прежнему измеряется километрами, но здесь явные проблемы с классификацией сигналов подводных лодок. Всё это заставляет специалистов НАТО констатировать - традиционные датчики обнаружения стремительно приближаются к «пенсионному возрасту».
Однако:
- искусственный интеллект,
- массивные данные,
- миниатюризация вычислительной мощности,
эти современные способы обещают существенно помочь Альянсу поддержать традиционные сенсорные технологии, во всяком случае, какое-то время. Например, применение искусственного интеллекта позволит проводить океанографическое моделирование практически в реальном времени, значительно расширяя возможности датчиков системы ПЛО. Становится возможной обработка огромных массивов данных для быстрого поиска реальной цели.
Западные учёные (инженеры) уже активно работают над тем, чтобы сделать новые технологии жизнеспособными. Неакустические методы обнаружения, к примеру, становятся популярными. Исследователи надеются разработать технологии, благодаря которым обнаруживаются химические и радиологические выбросы подводных лодок. Посредством отражения лазерного света от корпуса субмарины также можно сделать русские лодки видимыми. Есть даже идея замера малейших изменений:
- уровня поверхности океана,
- характера океанских волн,
- температуры воды,
когда подводная лодка русских проходит рядом с потенциальным измерительным устройством.
Квантовые технологии также рассматриваются союзниками Альянса важнейшими компонентами неакустических датчиков. Группы учёных-исследователей государств-членов Североатлантического Союза (а также учёные Китая) вкладывают значительные средства в эту область разработок. Военно-морские силы США, между тем, разрабатывают новые системы обнаружения субмарин под установку на морском дне, на суше, в виде поплавков на поверхности воды. Так, ВМС США полным ходом осваивают программы по установке переносных датчиков в ключевых точках систем наблюдения на мелководье и в системах постоянного наблюдения за прибрежными водами.
Морские беспилотные системы против русских лодок
Дополнительно к новым датчикам обнаружения формируется новое видение будущего противолодочной обороны США и НАТО, основанное на морских беспилотных системах. Американские адмиралы уже видят морские беспилотные системы в будущем, которые непременно изменят правила игры с русскими. Но союзникам по Альянсу необходимо чёткое понимание таких технологий уже сегодня, чтобы подготовиться к этому новому будущему.
Морские беспилотные системы включают два класса автономных беспилотных аппаратов:
1. Беспилотные надводные суда.
2. Беспилотные подводные суда.
Беспилотные надводные суда конструктивно варьируются от большого корабля типа «Sea Hunter» до небольших катеров по образу и подобию «Aqua Quad» или «Wave Gliders». Беспилотные подводные суда также не ограничиваются в размерах, представляя системы от малых планеров, до сверхбольших аппаратов типа «Boeing Echo Voyager» и «Lockheed Martin Orca». Такого рода оборудование предлагает ряд потенциальных преимуществ военно-морским силам.
Правда, до морского будущего, основанного на беспилотниках, США и НАТО придётся подождать десятилетие или два. Тем не менее, союзники Альянса видят здесь значительный потенциал для выполнения целого ряда военно-морских задач, включая противолодочную оборону. В общем, 14 стран блока НАТО подписали декларацию о намерениях сотрудничать в области внедрения морских беспилотных систем. Инициатива направлена на объединение ресурсов, талантов, изобретательности для создания лучших из лучших беспилотных систем.
Ключ к пониманию – концепция распределения сетей
Концепция распределенных сетей является ключом к пониманию того, как многие союзники Альянса увидят будущее противолодочной обороны на базе беспилотных систем. Сети пилотируемых и беспилотных датчиков - от морского дна, до глубин космоса, объединятся в единую систему НАТО. Военно-морские силы отойдут от платформ, доверху набитых противолодочными датчиками. Вместо этого для охоты на русские субмарины применят более мелкие платформы с меньшими возможностями.
И пусть по отдельности эти платформы выполнят гораздо меньше задач, чем современные платформы существующей системы противолодочной обороны, масштаб новой концепции в целом даст явное преимущество. Так что, ВМС США не зря ещё в 2019 году запросили $3,7 млрд. на будущие программы «Морские беспилотные системы». Через пару десятилетий в океан потенциально выйдут тысячи беспилотников США и НАТО для организации поиска синхронно.
Русские подводные лодки не устоят перед множеством мелких «бойцов». Останется не у дел крупная морская группировка Альянса, чья задача сегодня - поиск российских подлодок. Распределённая сеть Альянса также будет иметь достаточную встроенную избыточность, чтобы противник не получил возможности одновременно нейтрализовать все беспилотники. Так называемая технология «роения» обязательно приведёт США и НАТО к созданию морских беспилотных систем, фактически представляющих «сеть», которая движется вместе с целью сразу после обнаружения.
В долгосрочной перспективе такой рой сформирует «передвижную сеть гидроакустических буёв», заменив функции теперешних «одноразовых» сенсоров. Также специалистами США и НАТО прорабатываются концепции запуска беспилотных летательных аппаратов с разного типа платформ для установки гидроакустических буёв. Правительство Великобритании уже совсем скоро приступит к исследованиям и тестам сверхбольших беспилотных подводных аппаратов с целью создания противолодочных «барьеров». Греция также провела испытания беспилотных надводных кораблей в сочетании с гидролокаторами, изначально разработанными для вертолётов.
Подводные кабели связи и столкновение субмарин
Конечно же, морские беспилотные системы сыграют ключевую роль в деле мониторинга и охраны подводных кабельных сетей от русских субмарин. Но существует множество проблем, прежде чем такое будущее станет возможным. Безопасная связь является давней проблемой для подводной сферы НАТО и связи с надводными, воздушными или космическими объектами. Русские в любой момент способны порезать кабели «спецножницами» субмарин.
Тем не менее, достигнут некоторый прогресс в области акустической связи на значимых для эксплуатации расстояниях, пусть даже с низкой пропускной способностью. Ближняя связь осуществляется на основе светодиодных или лазерных систем, показывающих на коротких дистанциях качество проводной связи. Если объединять в сеть плавучие или буксируемые радиопередатчики с таким видом связи, исключается риск обнаружения трансляции.
Предотвращение столкновений субмарин, между тем, остаётся ключевой проблемой. По сравнению с беспилотными летательными аппаратами, для морских беспилотных систем риск столкновения более высок в условиях интенсивного движения в мировом океане, особенно в стратегических районах. Однако до тех пор, пока навигационные системы не станут более мощными, военно-морские силы США и НАТО могут сосредоточить усилия по морским беспилотным системам на тех миссиях, где ошибки не имеют большого значения. Например, автономные противоминные системы видятся более совершенными, чем противолодочные системы, поскольку противодействие минам является менее динамичной задачей.
Наконец, выработка и хранение энергии для беспилотных морских устройств также входит в число проблем Альянса, следовательно, является дополнительным предметом предстоящих 10/20-летних исследований. Недавняя практика показала - ограничения производства и хранения энергии, в настоящее время, являются основными препятствиями, сдерживающими создание высококлассных морских беспилотных систем США и НАТО.
По материалам: NPA