С юности много работал и неплохо зарабатывал.
Прежде чем стать настоящим предпринимателем и легально зарабатывать в этом качестве неплохие деньги, я прошел серьезную школу подготовки. Я рано понял простые по сегодняшним меркам, но абсолютно не очевидные в советское время, истины, что деньги должны работать и приносить новые деньги, что существует множество способов заработать, что часто деньги просто «лежат под ногами» и достаточно лишь наклониться за ними. Вот тому примеры.
Я был старостой группы и получал на всю группу стипендии. Одногруппники летом разъезжались на каникулы и их стипендию приходилось хранить несколько месяцев до их возвращения. С целью сохранить эти деньги и в тоже время заработать, я, например, приобретал облигации государственного 3-х процентного займа, которые еще и участвовали в розыгрыше денежных призов. Не часто, но помимо процентов удавалось выиграть 20-30 рублей, что тоже было лучше, чем ничего.
Не могу сказать, что мне хронически не хватало денег и что именно поэтому я всегда старался подработать. Скорее наоборот. На протяжении всей учебы в университете папа высылал мне ежемесячно 60 рублей. До третьего курса я получал повышенную стипендию в размере почти 69 рублей. В сумме получалось больше, чем средняя зарплата инженера. А с третьего курса я стал Ленинским стипендиатом, что в денежном выражении равнялось 100 рублям стипендии в месяц. Отличный доход, который позволил мне, к примеру, стать единственным обладателем в общежитии престижного катушечного магнитофона "Юпитер". В общем, я ни в чем себе не отказывал.
Но чем выше был мой доход, тем больше мне хотелось его преумножить. Я не чурался никакого труда! В студенческие годы я успел поработать разнорабочим, грузчиком, почтальоном, вахтером, командиром студенческого строительного отряда.
После окончания университета я устроился на два месяца младшим продавцом книжного магазина. Помню, как по объявлению я пришел во внемагазинный отдел книжного магазина №18, что на улице Вишневского в Казани. Там требовался продавец в книжный киоск в здании Казанского химико-технологического института. В таких киосках в вузах города работали только бабушки-пенсионерки. «Ну вы же не пойдете туда работать», - взглянув на меня, сказала начальница. Перед ней стоял молодой человек в костюме и галстуке, только что с красным дипломом окончивший университет. А вот и пойду, из принципа пойду. «Я согласен, - произнес я и добавил, - у нас любой труд почетен!».
В течение двух месяцев у меня были лучшие показатели выполнения плана, я сумел продать даже залежалые книги, стал лидером по реализации книжной лотереи. Руководство «Таткниготорга» не могло на меня нарадоваться! В очередные поставки в мой киоск товара начальство специально добавляло несколько дефицитных изданий, зная, что я их куплю для себя. Так домашняя библиотека пополнилась произведениями В. Шукшина, Ч. Диккенса, А. Конан Дойла, редкими кулинарными книгами и энциклопедиями. Мне начали намекать, что я могу стать через несколько месяцев директором магазина! Старшее поколение знает, насколько престижно и прибыльно было работать директором книжного магазина в советское время. Хорошие книги были настоящей крепкой валютой, с их помощью открывались любые двери, заводились любые знакомства и решались любые проблемы. Но мне предстояло поступать в аспирантуру, и я вынужден был отказаться от заманчивой карьерной перспективы.
Уже будучи аспирантом и отцом двоих детей мне приходилось дополнительно подрабатывать чтением многочисленных лекций в трудовых коллективах. Здесь я добился невероятных успехов, и стал очень востребованным лектором в республике. И если обычная часовая лекция по линии общества «Знание» стоила примерно 3 рубля, мне доверяли проводить так называемые публичные лекции, за которые я получал по 10 (!) рублей! Для сравнения, такие же деньги можно было заработать за ночь на разгрузке вагонов. Бешенные деньги! И хорошая прибавка к скромной аспирантской стипендии!
Есть тысячи способов заработать деньги. Но не все хороши!
Конечно, я использовал любые возможности, чтобы подработать и пополнить семейный бюджет пары аспирантов с двумя детьми.
Так, например, во время аспирантских летних каникул я с малолетним сыном гостил у родителей в Энгельсе. И вот я решил навестить коллегу по прошлой работе в горкоме комсомола. Бывший заведующий орготделом Валера Попугаев занимал пост директора Саратовского бюро путешествий «Турист». «Не хочешь возглавить группу, которая послезавтра вылетает в Киев?»,- неожиданно предложил он. Конечно, я не мог отказаться посетить на халяву столицу Украины. Тур длился всего несколько дней, но мне и там удалось подзаработать. В один из вечеров наша группа должна была посетить концерт, билеты на который я получил у принимающей стороны. Но многие туристы предпочли концерту иное времяпрепровождение, и я без труда реализовал их билеты перед началом представления. В последний день я узнал, что четыре человека не полетят с нами обратно в Саратов, у них оказались другие планы. А поскольку у меня был единый авиабилет на группу, я без проблем продал их места томившемся у кассы в аэропорту желающим.
Все эти случаи убеждали меня в одном – нельзя упускать многочисленные возможности заработать, которые посылает тебе сама судьба. Деньги не прощают равнодушного или пренебрежительного к ним отношения.
Конечно, были случаи, когда я мог лишиться не только денег, но и свободы. После первого курса университета я гостил у мамы в Пензе. Провожая меня, она вручила мне импортные солнцезащитные очки. Мама знала, что продав эти очки, я могу существенно пополнить студенческий бюджет.
На казанской «сорочке» меня задержали оперативники ОБХСС. Моя дальнейшая учеба в университете оказалась под угрозой досрочного завершения. Меня спасло только то, что при мне были только одни очки, и я упирал на то, что и купил их дорого, просто они не подошли. Повезло!
Вообще-то, сколько себя помню, я всегда находил возможности подработать. Будучи аспирантом занимался репетиторством и чтением публичных лекций. Позже, работая в партийных органах, вечерами преподавал в Университете марксизма-ленинизма в Доме политпросвещения, продолжал читать лекции по всей республике. Конечно, это отнимало много времени и сил, но серьезно укрепляло благосостояние моей семьи.
Особо подчеркну, не все способы зарабатывания денег я мог себе позволить. Были, как сегодня принято говорить, «красные линии», которые я не мог перейти по принципиальным соображениям. Например, будучи преподавателем сначала в КГУ, потом в других вузах республики, никогда не поддавался искушению заработать на своих студентах. Доставая из зачетных книжек на экзаменах купюры, предназначенные для получения положительной оценки, я спокойно возвращал их владельцам с пожеланиями лучше подготовиться. Так же, как никогда не связывался с грязными криминальными деньгами в современном понимании этого слова.
В общем, судьба постепенно готовила меня к новой роли, ставшей делом жизни. Мне предстояло стать крупным бизнесменом в самое сложное для страны время. Но об этом - в следующих «виталиках».