Александра Борисова называют человеком, похитившим тайны полярного мира. Но нет, он ни в коем случае не преступник, даже наоборот. Александр Алексеевич был человеком, который первым решил запечатлеть на холсте красоты арктического мира и передать их тем, кто, вероятнее всего, никогда воочию не увидит все великолепие вечных снегов. Думаю, что стоит на это взглянуть и нам.
Как вы уже поняли, Александр Борисов был художником. Причем все его картины посвящены одной, весьма экзотической, теме - миру Крайнего Севера. Чтобы полностью проникнуться духом северных земель, он много путешествовал по Арктике, изучал архипелаг Новая Земля и стал первым живописцем, который побывал за полярным кругом. Откуда же появилась в нем такая страсть?
Александр Борисов родился в Вологодской губернии в простой крестьянской семье. Когда ему было 10 лет, он тяжело заболел. Родители, совсем отчаявшись, в какой-то момент дали обет отправить сына в монастырь, если он выздоровеет. Ребенок поправился.
Так в 15 лет Борисов оказался в Соловецком монастыре, где помогал монахам и учился иконописи. Рисунки юноши так поразили архимандрита, что тот увез его в главную обитель и дал настояние заниматься именно этим ремеслом. Он и правда не прекращал заниматься, даже когда приезжал на время к родителям - там он перерисовывал картинки из книги «Родное слово».
Его работы были также замечены посещавшими монастырь президентом Академии художеств Великим князем Владимиром Александровичем и генералом Боголюбовым, который был известен еще и как собиратель живописи. Благодаря их протекции Борисов получил стипендию в Императорской Академии художеств и поехал в Санкт-Петербург.
Его занятия в Академии отмечались. Он даже получил несколько медалей за свои работы. Мастерами, у которых Борисов учился, были Иван Шишкин и Архип Куинджи.
В 1894 году Борисову выпала честь сопровождать министра финансов Сергея Витте в морской поездке по Северу. В плавании молодому художнику было поручено делать зарисовки гаваней и бухт. Вместе с этим Борисов исполнил и свою личную мечту - побывал на Ледовитом океане. Однако на этом он останавливаться не планировал и уже задумывал организацию проведения масштабной экспедиции, во время которой он мог бы писать более глубокие полотна.
Пока же его ждала выставка, составленная из привезенных этюдов (всего их было 150, но представилась только часть). Восхищение и одобрение его работам высказали Васнецов, Стасов, Репин, а Третьяков даже приобрел в свою коллекцию несколько картин.
Но Борисова все не покидала идея нового путешествия к Северу. Подготовка заняла 2 года. Для поездки построили яхту особой конструкции, а для зимовки - дом с мастерской. Художник набрал команду матросов и сопровождающих-ненцев, которые бы ориентировались в этих землях. Он сам закупал провизию, оружие, дрова и книги.
Экспедиция длилась 14 месяцев, за время которых Александр Борисов путешествовал вдоль побережья архипелага Новая земля, открывая ледники и мысы, реки и проливы, тем самым помогая ученым в освоении Севера. Мысы, к слову, были после этого названы в честь известных художников. Это время нельзя назвать простым: команде приходилось перебираться через реки по плавучим льдам, ночевать на открытых склонах, питаться сырым тюленьим мясом. Но художник не забывал о главной цели своей экспедиции и при любом удобном случае брал в руки кисти и палитру.
Из полярной экспедиции Борисов привез более 250 этюдов и картин. По оставшимся наброскам он продолжал создавать полотна и в Петербурге. Эти работы были оценены, и художника пригласили провести выставку в Вене. Затем он экспонировался в Берлине, Гамбурге, Кельне, Дюссельдорфе, Париже, Лондоне. Он получал восторженные отзывы и награды, например, французский орден Почетного легиона, шведский орден Святого Олафа и британский орден Бани. При поддержке Сергея Витте для Борисова была организована выставка в США. Картину «Льды в Карском море» приобрели для Люксембургского дворца.
Персональная выставка Борисова прошла и в России. Причем устроили ее в самом Зимнем дворце, специально для царской семьи. Центром экспозиции стала картина «Страна смерти». Ее приобрел и передал в Русский музей Николай II. Полотно так нравилось петербургской публике, что его стали подделывать.
Во время северных путешествий он еще писал путевые очерки. По ним затем вышли книги «У самоедов. От Пинеги до Карского моря» и «В стране холода и смерти». Художник описывал в них свои приключения и открытия, быт и традиции самоедов (раньше так называли ненцев) и прелесть строгой северной природы.
Художник был обеспокоен бедственным положением ненецких оленеводов-кочевников. Он составлял научные доклады об экономике Севера и проекты по развитию региона, предлагал осваивать тундру и строить каналы для лучшего сообщения между северными реками, говорил о необходимости строительства Обь-Мурманской железной дороги. Этот проект был даже поддержан правительством. «Великий северный путь» должен был проходить через всю страну — от Баренцева моря до Татарского пролива (около Сахалина), но позже от него отказались.
По проекту Александра Борисова в 20-х годах прошлого века построили санаторий «Солониха». Он же стал его первым директором.
В 1934 году художника не стало. Сегодня его работы можно встретить в Русском музее и Третьяковской галерее. Коллекция картин Борисова, которая находилась у его жены и дочери в Берлине, погибла в 1945 году во время авиационного налета.