Найти тему
Андрей Словохотов

система татарских дорог на юге россии.

В современной России,  к мысли о том что шляхи следует искать на местности, одним из первых вернулся автор этих строк."Главными степными дорогами конца 16 в, как известно были: посольская или московская дорога, шедшая на Тулу, Мценск, Кромы и Курск, и точно очерченные в "Книге Большого Чертежу" Муравский шлях, его восточная ветвь - Изюмский шлях - и еще дальше к востоку - Кальмиусский шлях. (Направление этих дорог см. у  Д. И. Багалея (Очерки из истории колонизации степной окраины, 23-27) и у С. Ф.  Платонова ("Очерки по истории Смуты" 62-65)". Затем главными темами  советской историографии стали борьба с татарами (Новосельский) и засечные черты Российского государства (Загоровский).В этой статье  мне бы хотелось простыми словами рассказать о сложном явлении - системе татарских шляхов на Юге России. Мой путь в мире степных дорог начался с очень простого факта. Оказалось что моя дача в Белгородском районе на  хуторе Угрим была одной из ключевых точек на Муравском шляхе. Топоним Угрим упоминался в Книге Большого Чертежу, пожалуй, одного из наиболее известных источников средневековой историографии.Когда я впервые открыл Книгу Большого Чертежу я ничего не понял, кроме того что передо мной текст наполненный упоминанием сотен названий местности (топонимов) написанной по непонятной системе.Когда я впервые попытался найти шлях на местности у меня тоже ничего не вышло. Это состояние можно сравнить с состоянием человека который не умеет водить машину и открыл правила дорожного движения в первый раз.Однако, я твердо верил в то, что Муравский, а затем и другие шляхи, можно найти на местности. Моя уверенность базировалась на двух  посылах:Личная уверенность.Во-первых, крымские татары совершали марш из Крыма на Москву протяженность более 1100 километров (а в обе стороны получается 2200 километров). Провести колонну в десятки тысяч людей и лошадей по такому маршруту не зная пути невозможно. Как сын военного я хорошо представлял себе что организовать марш такой массы  живой силы на такое громадное расстояние невероятно сложное предприятие. Для такого похода во-первых нужен безоговорочный лидер, во вторых хорошо подготовленное войско, и конечно же успех такого предприятия, сколь не были сильны духом и телом люди его предпринявшие, целиком и полностью зависел от возможностей лошадей.Во, вторых, мой дедушка диверсант в годы Второй Мировой войны рассказывал что сумел выжить лишь потому что у него был "географический критинизм". Дедушка никогда не умел ориентироваться на местности, а потому никогда не думал о том куда идет его диверсионная группа. Зато он всегда думал о том что бы выжить! В отличие от своего деда (а его история мне нравилась с детства) я с ранних лет любил "бродяжничать" выискивая новые маршруты. Основываясь на личном опыте я знал, что достаточно найти одну верную точку на каком либо пути, а затем методом проб и ошибок можно размотать весь клубок!  Поскольку моя дача стояла у Муравского шляха следовательно оставалось найти путь ведущий от нее в Крым и путь ведущий от нее в Москву. Так как я проживал в Российской Федерации я изначально сфокусировался на том, как Муравский шлях проходит по территории нашей страны, а не сопредельной Украины.Свои наблюдения я стал выкладывать в своем блоге в интернет. Вскоре нашлись такие же "сумашедшие" и на Украине и в России, кого интересовали татарские дороги. Нашлись и  те кто писал о том, что найти татарские шляхи не возможно.  Сразу оговорюсь, что помимо своих статей о татарских дорогах, я прежде всего рекомендую статьи Александра Зорина  о Бакаевом шляхе и Александра Куркулева о Пахнутцевой дороге.Практическая география: Как искать татарские дороги на страницах книг и источников и на местности.Татарские дороги довольно поверхностно описывались в исторической литературе. Копаясь в книгах вскоре я понял что большая часть авторов попросту никогда не видели шляхов в реальности! Они были обыкновенными кабинетными учеными, подобно Жаку Паганелю, который очень много знал о географии, но оказался совершенно беспомощным в реальности. Меня такой подход не устраивал, по той простой причине, что моя дача находилась ровно у этого Муравского шляха.Читая других авторов я попытался разобраться когда была допущены первые ошибки в описании татарских дорог в России и предпринимались ли попытки к их изучению?Оказалось что в самом начале нашей историографии (при Петре Великом и его историке Татищеве), когда татарские шляхи безусловно существовали в реальности (главная битва эпохи Петра Великого Полтавское сражение 1709 года произошло у Бакаева шляха) татарские шляхи уже описывались поверхностно и никто не думал их изучать. Татищев ввёл в оборот Книгу Большого Чертежу ("токмо книга, имянованая Большой чертеж, осталась"), но в его работах (а Татищев прежде всего географ, историком его назначил своей волей император) вообще я не нашел описания дорог! Кроме того по роду своей службы Татищев никогда не был между Москвой и Крымом!Если на чертежах 17 века Московского государства есть изображения татарских шляхов, то на картах 18 века это лишь приблизительные изображения. Почему же так произошло?Большая часть документов которые осели в Российских архивах были составлены после 1626 года (сильный пожар в Москве). Московский центральный аппарат татарские шляхи интересовали лишь с точки зрения возможностей угрозы татарских набегов. Последний татарский набег на Белгородский уезд (сегодня это пограничный регион Российской федерации на Муравском шляхе)  состоялся в 1680-е, а на Валуйский уезд (это пограничный регион Российской Федерации на Кальмиусском шляхе) в 1710-е. Соответственно в документах Московского государства и его правоприемника Российской империи татарские шляхи были актуальными примерно с 1626 по 1710 год. Причем уже для поколения Петра Великого и его сподвижников эти дороги не были уже чем то актуальным.Хотя одно из описаний Муравского шляха составлено учителем Петра Великого  Зотовым при его поездке в Крым. Никаких подробных описаний сухопутных дорог или карт между Днепро и Доном нет и в связи с походами в Крым в 18 веке. Так знаменитый поход Миниха в Крым в 1737 году, а знаменит он в частности уничтожением архива Крымского ханства, по идее должен был оставить описания татарских дорог. Но его либо нет, либо пока найти не удалось.Весь 18 век (а Крым стал частью Российской Империи в 1783 году) шло уверенное разделение реальных шляхов и их кабинетных описаний.Вначале следует дать определение того, что такое  Муравский шлях. Муравским шляхом называется дорога от Крыма к Москве известная по событиям 16-17 века. В источниках Муравский шлях упоминается в самых различных ипостасях: как государственная граница, как граница межевания частных земель, как транспортная и дипломатическая артерия,Несколько слов об историографии. Она распадается на дореволюционный, советский и современный периоды.  Впервые Муравский шлях был упомянут в Никоновской летописи под 1555 годом, с 1571 года (Боярский приговор о станичной и сторожевой  службе)  упоминание шляхов в источниках различного типа растет геометрически.Пожалуй, главная роль в "умозрительном" описании татарских шляхов принадлежит Татищеву, который ввел в научный оборот Книгу Большого Чертежу. Она до сих пор имеет много сторонников и закреплена в работах таких историков конца 19 века как Багалей (его ученик Альбовский) и Платонов.В то же время в работах 19 - начала 20 века, как географов, так и историков (Артемьев, Ловягин) появляется мысль о необходимости исследовать татарские шляхи на местности. Наибольшего расцвета практический подход достиг перед революцией в трудах историков Курска, Воронежа и Харькова (Марков, Сумцов и др). Так Евгений Марков писал: "Изучить археологически эти шляхи - значит изучить в некотором смысле пути нашей старой истории".  Наибольшим успехом дореволюционных иследователей стало решение  предварительного комитета 12-го археологического съезда, которое впрочем не было осуществлено. Как писал об этом профессор Сумцов:  "Жаль что предложение харьковского предварительного комитета 12-го археологического съезда об исследовании старинных шляхов не могло осуществиться по недостатку средств".Советская историография, как известно любила укладывать историю в прокрустово ложе определенных схем. Для изучения татарских шляхов в советский период приговором стала работа Сыроечковского 1932 г.  Пути и условия сношений Москвы и Крыма на рубеже 16 века.:
В современной России,  к мысли о том что шляхи следует искать на местности, одним из первых вернулся автор этих строк."Главными степными дорогами конца 16 в, как известно были: посольская или московская дорога, шедшая на Тулу, Мценск, Кромы и Курск, и точно очерченные в "Книге Большого Чертежу" Муравский шлях, его восточная ветвь - Изюмский шлях - и еще дальше к востоку - Кальмиусский шлях. (Направление этих дорог см. у  Д. И. Багалея (Очерки из истории колонизации степной окраины, 23-27) и у С. Ф.  Платонова ("Очерки по истории Смуты" 62-65)". Затем главными темами  советской историографии стали борьба с татарами (Новосельский) и засечные черты Российского государства (Загоровский).В этой статье  мне бы хотелось простыми словами рассказать о сложном явлении - системе татарских шляхов на Юге России. Мой путь в мире степных дорог начался с очень простого факта. Оказалось что моя дача в Белгородском районе на  хуторе Угрим была одной из ключевых точек на Муравском шляхе. Топоним Угрим упоминался в Книге Большого Чертежу, пожалуй, одного из наиболее известных источников средневековой историографии.Когда я впервые открыл Книгу Большого Чертежу я ничего не понял, кроме того что передо мной текст наполненный упоминанием сотен названий местности (топонимов) написанной по непонятной системе.Когда я впервые попытался найти шлях на местности у меня тоже ничего не вышло. Это состояние можно сравнить с состоянием человека который не умеет водить машину и открыл правила дорожного движения в первый раз.Однако, я твердо верил в то, что Муравский, а затем и другие шляхи, можно найти на местности. Моя уверенность базировалась на двух  посылах:Личная уверенность.Во-первых, крымские татары совершали марш из Крыма на Москву протяженность более 1100 километров (а в обе стороны получается 2200 километров). Провести колонну в десятки тысяч людей и лошадей по такому маршруту не зная пути невозможно. Как сын военного я хорошо представлял себе что организовать марш такой массы  живой силы на такое громадное расстояние невероятно сложное предприятие. Для такого похода во-первых нужен безоговорочный лидер, во вторых хорошо подготовленное войско, и конечно же успех такого предприятия, сколь не были сильны духом и телом люди его предпринявшие, целиком и полностью зависел от возможностей лошадей.Во, вторых, мой дедушка диверсант в годы Второй Мировой войны рассказывал что сумел выжить лишь потому что у него был "географический критинизм". Дедушка никогда не умел ориентироваться на местности, а потому никогда не думал о том куда идет его диверсионная группа. Зато он всегда думал о том что бы выжить! В отличие от своего деда (а его история мне нравилась с детства) я с ранних лет любил "бродяжничать" выискивая новые маршруты. Основываясь на личном опыте я знал, что достаточно найти одну верную точку на каком либо пути, а затем методом проб и ошибок можно размотать весь клубок!  Поскольку моя дача стояла у Муравского шляха следовательно оставалось найти путь ведущий от нее в Крым и путь ведущий от нее в Москву. Так как я проживал в Российской Федерации я изначально сфокусировался на том, как Муравский шлях проходит по территории нашей страны, а не сопредельной Украины.Свои наблюдения я стал выкладывать в своем блоге в интернет. Вскоре нашлись такие же "сумашедшие" и на Украине и в России, кого интересовали татарские дороги. Нашлись и  те кто писал о том, что найти татарские шляхи не возможно.  Сразу оговорюсь, что помимо своих статей о татарских дорогах, я прежде всего рекомендую статьи Александра Зорина  о Бакаевом шляхе и Александра Куркулева о Пахнутцевой дороге.Практическая география: Как искать татарские дороги на страницах книг и источников и на местности.Татарские дороги довольно поверхностно описывались в исторической литературе. Копаясь в книгах вскоре я понял что большая часть авторов попросту никогда не видели шляхов в реальности! Они были обыкновенными кабинетными учеными, подобно Жаку Паганелю, который очень много знал о географии, но оказался совершенно беспомощным в реальности. Меня такой подход не устраивал, по той простой причине, что моя дача находилась ровно у этого Муравского шляха.Читая других авторов я попытался разобраться когда была допущены первые ошибки в описании татарских дорог в России и предпринимались ли попытки к их изучению?Оказалось что в самом начале нашей историографии (при Петре Великом и его историке Татищеве), когда татарские шляхи безусловно существовали в реальности (главная битва эпохи Петра Великого Полтавское сражение 1709 года произошло у Бакаева шляха) татарские шляхи уже описывались поверхностно и никто не думал их изучать. Татищев ввёл в оборот Книгу Большого Чертежу ("токмо книга, имянованая Большой чертеж, осталась"), но в его работах (а Татищев прежде всего географ, историком его назначил своей волей император) вообще я не нашел описания дорог! Кроме того по роду своей службы Татищев никогда не был между Москвой и Крымом!Если на чертежах 17 века Московского государства есть изображения татарских шляхов, то на картах 18 века это лишь приблизительные изображения. Почему же так произошло?Большая часть документов которые осели в Российских архивах были составлены после 1626 года (сильный пожар в Москве). Московский центральный аппарат татарские шляхи интересовали лишь с точки зрения возможностей угрозы татарских набегов. Последний татарский набег на Белгородский уезд (сегодня это пограничный регион Российской федерации на Муравском шляхе)  состоялся в 1680-е, а на Валуйский уезд (это пограничный регион Российской Федерации на Кальмиусском шляхе) в 1710-е. Соответственно в документах Московского государства и его правоприемника Российской империи татарские шляхи были актуальными примерно с 1626 по 1710 год. Причем уже для поколения Петра Великого и его сподвижников эти дороги не были уже чем то актуальным.Хотя одно из описаний Муравского шляха составлено учителем Петра Великого  Зотовым при его поездке в Крым. Никаких подробных описаний сухопутных дорог или карт между Днепро и Доном нет и в связи с походами в Крым в 18 веке. Так знаменитый поход Миниха в Крым в 1737 году, а знаменит он в частности уничтожением архива Крымского ханства, по идее должен был оставить описания татарских дорог. Но его либо нет, либо пока найти не удалось.Весь 18 век (а Крым стал частью Российской Империи в 1783 году) шло уверенное разделение реальных шляхов и их кабинетных описаний.Вначале следует дать определение того, что такое  Муравский шлях. Муравским шляхом называется дорога от Крыма к Москве известная по событиям 16-17 века. В источниках Муравский шлях упоминается в самых различных ипостасях: как государственная граница, как граница межевания частных земель, как транспортная и дипломатическая артерия,Несколько слов об историографии. Она распадается на дореволюционный, советский и современный периоды.  Впервые Муравский шлях был упомянут в Никоновской летописи под 1555 годом, с 1571 года (Боярский приговор о станичной и сторожевой  службе)  упоминание шляхов в источниках различного типа растет геометрически.Пожалуй, главная роль в "умозрительном" описании татарских шляхов принадлежит Татищеву, который ввел в научный оборот Книгу Большого Чертежу. Она до сих пор имеет много сторонников и закреплена в работах таких историков конца 19 века как Багалей (его ученик Альбовский) и Платонов.В то же время в работах 19 - начала 20 века, как географов, так и историков (Артемьев, Ловягин) появляется мысль о необходимости исследовать татарские шляхи на местности. Наибольшего расцвета практический подход достиг перед революцией в трудах историков Курска, Воронежа и Харькова (Марков, Сумцов и др). Так Евгений Марков писал: "Изучить археологически эти шляхи - значит изучить в некотором смысле пути нашей старой истории".  Наибольшим успехом дореволюционных иследователей стало решение  предварительного комитета 12-го археологического съезда, которое впрочем не было осуществлено. Как писал об этом профессор Сумцов:  "Жаль что предложение харьковского предварительного комитета 12-го археологического съезда об исследовании старинных шляхов не могло осуществиться по недостатку средств".Советская историография, как известно любила укладывать историю в прокрустово ложе определенных схем. Для изучения татарских шляхов в советский период приговором стала работа Сыроечковского 1932 г.  Пути и условия сношений Москвы и Крыма на рубеже 16 века.:

Мой путь к пониманию шляхов не был прямым, и я учился поэтапно. Считаю, что он будет не без интересен для понимания этих дорог древности, а потому поделюсь личным опытом.

Как совместить текст и реальность?

1. Непрерывность дороги. В самом начале  я лишь знал, что хутор Угрим упомянут как сторожевая точка у Муравского шляха, о котором сохранилось несколько легенд в соседних селах. Я сделал закономерный вывод о том, что раз это дорога из Крыма на Москву для очень крупной массы конницы, следовательно должен существовать какой-то непрерывный путь. Найдя правильно одну точку на нем, я могу попытаться двигаться из нее на север или на юг.  Если я ошибусь на этом пути, то следовало вернуться в исходную точку и предпринять новую попытку.

3. Пути им ведомы, яруги знаемы. Община хутора Угрим была архиерейской, то есть замкнутой в своих социальных связях от других крестьянских общин. Местные жители прожили здесь более 200 лет и сохранили оригинальную систему ориентации внутри балки Угрим.  Общаясь с коренными жителями я научился хорошо разбираться в овражно-балочном ландшафте. Когда впервые оказался на водоразделе по которому проходил шлях, то понял, что противопоставление шляха и окружающих низин есть ключ к пониманию и ландшафта и собственно шляха. Об этом очень хорошо сказано в слове о Полку Игореве "Пути ими ведомы, все яруги знаемы".  Подчеркну еще раз. Абсолютно бесполезно пытаться ориентироваться на водоразделе если вы не разбираетесь в том как устроены окружающие его низины. Поскольку с водораздела большая часть этих яруг закрыта маской  леса, либо не видна по каким-то другим причинам, нужно накопить в своей памяти определенный каталог типов балок и оврагов. Именно поэтому в слову о полку Игореве говориться о путях "ведомы", а о яругах "знаемы".  Кстати формулировка эта известна и в 16-17 веке.  В письме Девлет-Гирея Ивану Грозному  (1571 г.) говорится:

Когда бы у тебя был стыд и способность (дородство), ты бы против нас стоял! Отдай же мне Казань и Астрахань, а не дашь, так я в государстве твоем дороги видел и узнал: и опять меня в готовности увидишь".

4. Читай тексты на местности. Кабинетные историки берут текст той же Книги Большого Чертежу и умозрительно представляют себе шлях. Это тоже самое, если бы герой детективного романа пытался искать клад дедушки по его мемуарам не выходя из собственной спальни.

Стоя на водоразделе я читал источники 16-17 века в которых упоминались татарские шляхи и понимал, что география того времени была азимутной, то есть авторы текстов описывали то, что видят прямо перед собой, а проводку по маршрутам осуществляли специальные проводники (вожи) по призначным урочищам (живописным местам).  И крымцы и москвичи нанимали местных жителей, то есть изначально сами они путей не знали, устраивали рекогносцировочные экспедиции по поиску удобных путей, затем в каждом южно-русском городе была своя слобода вожжей.

Образно говоря проводник двигаясь по шляху не только "ловя" линию гаризонта, но и постоянно смотря влево и в право от маршрута в поисках знакомых "приметных точек".

Указатели на местности.

5. Реки вдоль шляхов. Поскольку большей частью шляхи проходили по водоразделам рек то особое значение приобретало видневшееся на горизонте слева и справа долины рек.

6. Крепкие места. Источники различают "крепкие места на шляхах" там где они зажаты окружающим ландшафтом  и места полевые некрепкие.

7.  Курганные аллеи и поворотные курганы.

8.  Идеальная ровные места на водоразделе.

9. Господствующие высоты  у водораздела.

Хронология шляхов в России.

Параллельные дороги.

Скорость движения, метание коша, стоянки, потребности лошади.

Погодные и сезонные ограничения.

Военно-стратегический замысел.

Система сторож.

Вооружившись этим опытом мы впервые предприняли попытку проехать по Муравскому шляху.

Подъем на водораздел, чувство приподнятости, оптимальность маршрута.

броды через реки.

Почему Муравский шлях один?

Сравнивая разные шляхи.

Спустя три года я вновь поехал по Муравскому шляху и все совпадало, затем Изюмский (он более узкий, чаще меняется ландшафт), затем Кальмиусский (большая петля) ширь и протяженность.

Система шляхов на юге России.