Найти тему
Галина Юзефович

YouTube-канал «Юзефович»: инструкция по применению

Галина Юзефович
Галина Юзефович

Поскольку видео с моего Youtube-канала теперь появляются и здесь, на Дзене, мне кажется важным кое-что рассказать об этом проекте, а главное, объяснить, что он собою представляет, чем отличается от других и как о нем вообще стоит думать во избежание, скажем деликатно, недовольства и недопонимания.

Итак, поехали — по пунктам.

Что у вас за интервью такие — вы говорите иногда чуть ли не столько же, сколько ваш герой! И еще какие-то свои истории рассказываете, своими впечатлениями делитесь… Зачем? Вам так нравится звук собственного голоса или просто покрасоваться хочется?

Говоря о своём проекте, я тщательно избегаю слова «интервью» — мне больше нравится определение «разговор», то есть не «один спрашивает, другой отвечает», а скорее «встретились два симпатичных друг другу человека и беседуют о чем-то, что им обоим интересно». Соответственно зрителю, смотрящему наши выпуски, предлагается себя почувствовать не столько пассивным свидетелем, отгороженным от происходящего на экране непроницаемой стеклянной стеной, сколько в некотором смысле участником беседы.

Кадр из интервью Галины Юзефович с Юрием Башметом
Кадр из интервью Галины Юзефович с Юрием Башметом

Мне ужасно дороги комментарии, в которых подписчики пишут, что вот, мол, как будто третьим с вами посидел, как будто сам с Х или Y пообщался. Именно поэтому я и не практикую формат «короткий вопрос — развернутый ответ» — мне важно, чтобы наш разговор выглядел именно как полноценный разговор, в котором обе стороны участвуют на равных. И именно поэтому я заранее намечаю возможные темы и ракурсы для беседы, конечно же, но не придумываю специально вопросы и не подглядываю в шпаргалку — мне хочется, чтобы беседа текла естественно, так, как это и бывает в жизни.

Коротко говоря, я с огромным уважением отношусь к работе настоящих «интервьюеров», но я — не они, а мои разговоры — не настоящие интервью.

Вы никогда не задаёте своим героям острых и неприятных вопросов, не пытаетесь их вывести на чистую воду, не провоцируете… Что за мягкотелость такая? Добренькой хотите выглядеть?

Ну, вообще-то да — хочу. А главное, хочу, чтобы мой собеседник чувствовал себя комфортно и естественно, не зажимался и понимал, что ему здесь рады, что его любят и никоим образом не хотят подставить или выставить в глупом свете. То, что я делаю — не журналистика в строгом смысле слова, мне не важно докопаться до какой-то специальной «правды», мне просто хочется, чтобы нам с моим героем было интересно и классно вместе: опыт показывает, что когда собеседникам интересно друг с другом, смотреть на это тоже интересно.

Кадр из интервью Галины Юзефович с Татьяной Толстой
Кадр из интервью Галины Юзефович с Татьяной Толстой

Например, по такому же принципу был устроен наш подкаст «Книжный базар» — мы с Настей Завозовой встречались и говорили под запись о том, что волновало нас самих, а слушатели со схожей системой ценностей подтягивались к нам на огонек. Не то, чтобы мои интересы были универсальны: мне, например, правда интересно, что Максим Галкин думает о «Фаусте», а Аня Чиповская — о Янагихаре. И мне вообще не интересно про их личную жизнь или заработки. Так что если вы, как нонеча говорят, можете с подобным кругом вопросов relate, милости просим к нам на канал. Нет — увы, я не стану другой и другие вопросы своим собеседникам задавать не буду.

А, и еще одно: я никогда не зову к себе тех, кто мне не нравится, поэтому да — у меня на канале только милейшие, умнейшие, прекраснейшие котики. Скандалы, интриги, расследования и прочий движ — очень круто, но не ко мне.

Почему у вас все разговоры вертятся вокруг литературы?

Опять же — это мой канал, он «оттанцовывает» от меня, а я вижу мир преимущественно сквозь призму литературы (вообще-то я — книжный критик и вузовский преподаватель литературы, именно это моя основная работа, если вдруг кто-то не знает). Поэтому про человека мне всегда в первую очередь интересно знать, что и почему он читает, какие книги его сформировали, что в сфере литературы для него самое-самое.

Ну, и в целом мне кажется, что чтение — очень эмоционально наполненная, очень интимная и вместе с тем очень емкая сфера, и книжные предпочтения позволяют, извините за тавтологию, «прочитывать» человека лучше, чем его пристрастия в других областях. То есть когда человек говорит «меня сформировала французская литература XVIII века», «мой главный писатель по жизни — Чехов», «перечитываю Стругацких каждые пару лет» или «я люблю Айн Рэнд» — все это сообщает нам о говорящем очень, очень много важного, глубокого, и личного, и социального, и поколенческого — словом, всякого такого, что иным способом и не выразишь.

Кадр из интервью с Екатериной Шульман_
Кадр из интервью с Екатериной Шульман_

Ну, и еще одна вещь — мне очень важно показать уважаемых, публичных, известных людей как людей читающих. Мне хочется, чтобы чтение вновь стало частью публичной жизни, чтобы оно вернулось в пространство видимости, из которого в значительной степени выпало в последние годы. Чтобы, прости господи за эти слова, читать опять стало «модно» и «престижно». И вот на достижение этой цели, мне кажется, Леонид Агутин, говорящий о любви к книгам Фредерика Бакмана, или Максим Галкин, шутящий, что его вырастили в книжном шкафу, «работают» просто идеально.

Вы же, вроде бы, книжный критик — почему среди ваших гостей так мало писателей? Да и разговариваете вы не только о литературе — я пришел к вам за книгами, но мне не хватает!

Ну, во-первых, не так уж и мало у нас на канале писателей. А во-вторых, мой канал — все же скорее про читателей, чем про писателей: даже когда я разговариваю с писателем, мне интереснее его читательский опыт и вкусы, книги, из которых он вырос как литератор и как человек, а не «творческие планы» и «художественные методы». И в этом качестве, как вы понимаете, писатель ничем не лучше и не хуже музыканта, актера, режиссера или юмориста.

Ну, а что говорим мы не только о книгах — да, это правда. Книга чаще всего становится отправным пунктом для разговора о чем-то жизненном, человеческом, глобальном. Но вообще-то по результатам каждого выпуска все равно формируется своеобразная «книжная полка» нашего героя (её можно найти в описании соответствующего видео в YouTube), а еще у нас есть специальный формат «Юзефович рекомендует», в котором кроме книжных рекомендаций, организованных по тематическому принципу, ничего нет.

Когда вы позовете Bad Comedian’а? Он очень умный и много читает!

Никогда. Я уверена, что Bad Comedian — интеллектуал высочайшей пробы и правда очень много читает, а еще умом понимаю, что то, что он делает, по-своему очень классно и не напрасно так нравится многим людям. Но чем старше я становлюсь, тем тяжелее мне дается хейт — причем даже тогда, когда он не направлен на меня или дорогих мне людей.

Просто вот не могу и все — никак, ни тот хейт, с которым внутренне готова солидаризироваться, ни тот, с которым категорически не согласна. Вижу и прямо болею, грущу, порчусь на глазах. Поэтому, увы, персонажей, пища которых хейт, среди моих собеседников не будет.

Хотя почему, собственно, увы?..