В 2010-2011 годах компания Совкомфлот провела свою первую серию экспериментальных рейсов по Севморпути. И с их помощью была доказана техническая возможность и экономическая целесообразность использования СМП для крупнотоннажной транспортировки углеводородов. Тем самым была заложена основа для транспортной модели проектов "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ 2".
Подробностями операций поделился капитан дальнего плавания, почетный полярник, советник генерального директора Совкомфлота Александр Андреев.
Проект "Ямал СПГ" успешно стартовал в 2017 году. Примерно половину года сжиженный газ с Ямала доставляется в страны Азии напрямую по СМП на восток. Остальные шесть месяцев газ вывозится в западном направлении через Европу и Суэцкий канал. При этом Севморпуть позволяет сократить срок доставки СПГ с Ямала в Азию примерно на треть по сравнению с традиционным маршрутом через Суэц. В этой связи встал вопрос – можно ли расширить период, доступный для безопасной коммерческой перевозки грузов по всей длине трассы СМП. Экспериментальные рейсы "Совкомфлота" 2020-2021 годов были призваны найти ответ на этот вопрос.
"Организация такого рейса – сложная задача, сопоставимая, на мой взгляд, с историческим рейсом ледокола "Арктика" на Северный полюс в далеком 1977 году. Планированию рейса предшествовала тщательная оценка возможных рисков. Мы в Арктике не первый год и накопили большой опыт работы на судах с винторулевыми колонками. Это позволило определить узкие места и преимущества. В подготовку рейса внесли свой вклад "Атомфлот" и "НОВАТЭК", активно участвовала компания "Сканэкс", проводившая на маршруте анализ тяжелых ледовых образований, айсбергов и стамух. Сложность заключалась в том, что никто ранее не проводил сбор и фундаментальный анализ данных о толщине льда в Восточно-Сибирском море и море Лаптевых в зимне-осенний период".
Штабу операции под руководством председателя Совета директоров "Совкомфлота" Сергея Оттовича Франка приходилось принимать решения, основываясь на оперативной информации.
"Сомнений, что пройдем маршрут, у нас не возникало. Вопрос заключался в другом: мы должны были пройти с коммерческой скоростью – около восьми узлов".
31 мая 2020 года "Кристоф де Маржери" вышел на траверз мыса Дежнева и стал первым в истории крупнотоннажным грузовым судном, преодолевшим Севморпуть в восточном направлении в мае. Это на два месяца раньше традиционного начала навигации. 2563 мили от Сабетты до мыса Дежнева танкер преодолел за 12 суток. В проливе Вилькицкого и на сложных участках Восточно-Сибирского и Чукотского моря его сопровождал атомный ледокол "Ямал". Начало новой эры освоения самого сложного в навигационном смысле сектора Арктики – восточного – было положено.
Следующий экспериментальный транзитный рейс по СМП был круговым, по маршруту Сабетта-Китай-Сабетта, и состоялся в январе-феврале 2021 года. Он получил наибольшую известность в мировых СМИ, фото танкера "Кристоф де Маржери" даже появилось на обложке британской The Times. Результаты рейсов доказали, что период коммерческой перевозки грузов в восточном секторе Арктики может быть расширен практически вдвое, что позволяет вплотную приблизиться к организации круглогодичной навигации на всем протяжении Севморпути. При этом переход по СМП на восток в январе газовоз осуществил самостоятельно, без ледокольной поддержки.
"Сейчас мы уже понимаем, с чем имеем дело и чего стоит ожидать. Перед нами стоит задача организации круглогодичной навигации в восточном секторе к 2024 году, и мы планомерно ведем к этому подготовку".