Найти тему
Дневник М и Ко

Два соблазна для учителя истории

Оглавление

Так как мне пришлось несколько лет работать учителем истории, то я имею сказать. Плюсом ко всему, на данную деятельность у меня не было соответствующей специализации, но я должен был помочь министерству догнать и обогнать Запад, а потому проблема отсутствия кадров была решена старым дедовским способом.

Но суть не в этом. Я любил историю, так как, фактически, это мое хобби, которым я реально увлекаюсь, интересуюсь и постоянно нахожусь в пополнении знаний.

В качестве основы для преподавания в школе я взял всё то, что сам видел на уроках истории, когда сам был школьником. Других примеров у меня перед глазами не было.

Так вот, спустя 14 лет я могу вам рассказать про два соблазна, которые преследуют учителя истории.

Нельзя сказать, что их нужно избегать, но в любом случае их нужно обязательно принимать во внимание, чтобы однажды ...

Первый соблазн

Этот соблазн называется - "на время урока стать политиком".

Есть такой анекдот: "Учитель истории точно знает, как обустроить Россию, но пока ему некогда этим заниматься". Сериал про учителя истории, который стал президентом, многие смотрели. В принципе, поучительно. Ученикам это мнение ничего не даст (так как оно может быть "однобоким"), а время на изучение материала будет потеряно. Но ведь так хочется рассказать, как бы вы поступили, если бы были Сталиным или Горбачевым (или еще кое-кем).

Только вот учитель, в первую очередь, должен быть строгим хронологом, который прекрасно понимает, что история часто переписывается.

Он ни в коем случае не должен стать тем "политиком", который за тех, у кого в "руках кормушка", когда "сначала мы в КПСС, так как от них можно поиметь, а потом мы за другую партию, так как поиметь можно стало с них".

В принципе, именно на уроках истории ученик должен понимать, что не нужно делать себе кумиров, чтобы однажды в них не разочароваться.

Конечно, это всё относится, скорее, к истории 20 века, так как до сих пор в нашем обществе идет дележ на "наших" и "ваших", на "тогда" и "сегодня".

Второй соблазн

Этот соблазн называется - альтернативная история. Сегодня мы живем в мире информации, когда тайное становится явным. История это такая вещь, которая зачастую вызывает больше вопросов, нежели точных утверждений. Учитель опирается на факты и официальные источники, так как именно на них опираются создатели заданий для ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Но иногда хочется рассказать ученикам про факты, которые запросто опровергают какое-то известное событие. Просто так рассказать, ради расширения кругозора. А почему бы и нет?

Но это может сыграть злую шутку, так как ученик может просто "перепутать" официальную версию и "альтернативную".

Вот, к примеру, лично я подвергаю сомнению официальную версию существования ига. Было, но в другой форме. Вопрос крайне спорный, но зачем мне про него рассказывать ученикам, им бы официальную версию изучить.

Или, например, Ледовое побоище, которое в учебниках просто передает содержание фильма про Александра Невского 30-х годов прошлого века.

-2

Лучше ученикам рассказать то, что написано в учебниках, чтобы не возникло путаницы. Пусть иногда и "лубочно" подается информация, но других официальных источников в любом случае нет.

Если кто-то увлекается изучением истории России, то он и сам об альтернативной истории прочитает. Лишь бы однажды на экзамене он не перепутал "официальное" и "предположительное".