Найти тему
Владимир Марочкин о музыке

История советского рока: 1986 год

Бригада С. Фото Владимира Марочкина
Бригада С. Фото Владимира Марочкина

11 января в ДК им. Курчатова Московская рок-лаборатория отмечала Новый год. В концерте, названном, естественно, «Рок-ёлкой», участвовали «Вежливый отказ», «Ночной проспект», «ВИА Молодость», «Звуки Му», «Браво», «Центр», «Бригада С» и приехавшая с берегов Невы группа «Мануфактура» - победительница первого питерского рок-фестиваля (с тех пор эти ребята успели еще и в армии отслужить).

Триумфально прошло возвращение Жанны Агузаровой из мест не столь отдаленных на Большую сцену. Публика рукоплескала ей, а тем временем музыканты «Браво» с удивлением обсуждали только что полученное от Москонцерта приглашение на работу.

С не меньшим успехом прошло выступление на «Рок-ёлке» группы «Бригада С». Состав ансамбля, собранный буквально за две недели до концерта, выглядел так: Гарик Сукачев (вокал), Сергей Галанин (экс-«Гулливеры», бас, вокал), Александр Горячев (экс-«Гулливеры», гитара), Лев Андреев (клавишные), Карен Саркисов* (экс-«Центр», ударные). Песни «Сантехник» и «Моя Маленькая Бэби» тут же стали шлягерами.

Алексей Булгаков, лидер группы "Легион"
Алексей Булгаков, лидер группы "Легион"

В январе хэви-металлическая группа «Легион» вступила в Московскую рок-лабораторию.

«У группы появился официальный статус, - рассказывает вокалист «Легиона» Алексей Булгаков. – Теперь мы могли играть в любых местах, единственное – мы должны были ставить в известность рок-лабораторию. А если бы мы в нее не вступили, мы были бы нелегальной группой и не имели бы права играть. И в любой момент нас могли вызвать, куда следует.

Концертов стало намного больше – я это точно помню. Как прорвало! А ведь до этого ничего нигде не было. А тогда каждую неделю стали проходить концерты и всегда – аншлаги. Как рок-музыку разрешили, все хлынули на рок-концерты! Причем работали мы в основном на больших площадках, таких, как ДК имени Горбунова, ДК МАИ, ДК МИИТе на Новослободской, все происходило шумно и весело, народу было много – в то время это был Праздник жизни».

Тогда же группа записала магнитоальбом «Апокалипсис». Его распространением занимался известный фотограф Георгий Молитвин, имевший сеть корреспондентов по стране, поэтому альбом получил более сильный резонанс в провинции, нежели в столице.

Питерский журнал «Рокси» в подводящем итоги 1986 года номере так оценил появление «Легиона» на большой рок-сцене: «Надо признаться, что такого энергичного харда мы не слышали со времен «Смещения». А тут ребятки молоденькие-молоденькие, по 17 лет, новая поросль, а техника - просто потрясающая!»

Армен Григорян
Армен Григорян

Ансамбль «Крематорий» записал третий магнитоальбом «Иллюзорный мир» – свой первый полноценный электрический альбом. Он получился как сборник боевиков: «Америка», «Себастия», «Наше время», «Маленькая девочка», «Сексуальная кошка» – все лучшее, что было сочинено у «Крематория» к этому времени.

На одном из квартирных концертов музыканты устроили костюмированный хэппенинг, в котором самое активное участие принял Егор Зайцев, сын известного дизайнера Славы Зайцева. Именно с его легкой руки появилась шляпа, которая с того дня сделалась непременным атрибутом имиджа Армена Григоряна.

Группа "Алиби". Фото Михаила Грушина
Группа "Алиби". Фото Михаила Грушина

Зимой в городе Дубне Московской области Сергей Попов, лидер погибшей в годы «черненковских» репрессий «Жар-Птицы», собрал группу «Алиби». Кроме самого Попова (вокал, гитара) в состав новой группы вошли ранее игравший в «Жар-Птице» Александр Рябов (бас) и молодой барабанщик Михаил Тихомиров. Той же зимой «Алиби» вступила в Московскую рок-лабораторию. Музыкальные увлечения в новом составе остались те же, что и в «Жар-Птице»: блюз и «битловский» саунд. К ним добавился еще и «белый рэггей», именно тогда обретший у нас в стране массовую популярность.

Отличие «Алиби» от «Жар-Птицы» в том, что Попов, пройдя через репрессии против рок-групп во времена Андропова и Черненко, от песен про любовь, создавших славу «Жар-Птице», ушел к социальной тематике. Хиты группы тех лет «Сжечь и развеять по ветру», «Выше головы - ниже цены» и другие достаточно точно отражают мироощущение народа во времена перестройки. (И уж если совсем прямо в лоб, то песни группы "Алиби" актуальны и сейчас)

Публика на концерте в "Горбушке". Фото из журнала "СДВИГ"
Публика на концерте в "Горбушке". Фото из журнала "СДВИГ"

Рок-музыка в 1986 году бодро шагала по стране

15 марта был образован Свердловский рок-клуб. В клуб вступило более 40 рок-групп.

В Казани также был открыт рок-клуб. В число его лидеров вошли группы «Поролон», «Записки Мертвого Человека», «Холи» и другие.

Создан рок-клуб в Барнауле. В него вошли группы «Девять», «Праздник», «Серпантин» «Личное дело», «Амальгама», «Полигон», «Поток» и др. Президентом рок-клуба и главным организатором рок-движения на Алтае стал Евгений Колбашев.

Рок-клуб организован в Омске. В него вошли группы «Пик Клаксон», «Южный Крест» и «Шанс».

Во Владивостоке тоже образован рок-клуб. В его составе - культовый дальневосточный блюзмен Александр Демин, панки из группы «Туманный Стон», «волновая» «Депеша», металлические команды «Абстракцион» и «Дионис». Лидер «Диониса» Леонид Бородин стал первым президентом Владивостокского рок-клуба.

Сибирские рок-клубы образовали движение «Рок-периферия». Его работу координировал центр, находившийся в Барнауле.

Да, комменты, авторы которых станут утверждать, что русского рока не существует, будут безжалостно удаляться. Не тратьте свое время. Здесь вас не ждут.