Найти тему
Папа в море

Советские моряки доблестно спасли этот порт после войны в 1972-74 г. Показываю Читтагонг спустя 46 лет

Оглавление

Немногим известно, что наши ребята проводили военную операцию в далёких 1972-74 годах в молодой и нищей стране - Бангладеш. Тогда советские моряки доблестно спасли Читтагонг, а капитан порта Камал сказал:

"Советские моряки - настоящие герои и хорошие друзья. Я никогда не видел такой слаженной работы, спина к спине трудились все, от адмирала до матроса. Самая дружественная и известная страна в нашем порте - это конечно СССР".

Далее я расскажу о тех событиях и покажу Читтагонг спустя 46 лет, в этом порту у меня было многое, обязательно дочитайте статью до конца.

Наши ребята на фоне разрушенного судна (источник: www.yaplakal.com)
Наши ребята на фоне разрушенного судна (источник: www.yaplakal.com)

Начало

Март 1971г.. Начало войны между Бангладеш и Пакистаном за независимость, которая продолжалась 9 месяцев. В декабре того же года НРБ получила таки независимость. Не без поддержки конечно. Армия Индии помогла. Но как оказалось проблемы у молодой Республики только начинаются...

Наступил голод. Бангладеш не мог прокормить нищее и многомиллионное население. Возникли и огромные проблемы с главным портом НРБ - Читтагонг. Акватория порта была наводнена разрушенными и потопленными судами в количестве около 150 единиц, а все подходы заминированы. Порт не мог осуществлять грузоперевозки. Своими силами бангладешцы просто не могли справиться сами, это было невыполнимой задачей.

03.03.1972г. 1-й президент Бангладеш М.Рахман приехал на встречу с Л.Брежневым, которая прошла в Кремле. Шейх попросил помощи у советского лидера в очистке акваторий портов от затопленных судов и разминировании подходов.
Встреча в Кремле. 1-й президент и премьер-министр Народной Республики Бангладеш шейх Муджибур Рахман (третий слева), Генеральный секретарь ЦК КПСС, член Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев (третий справа). (Источник: www.visualrian.ru, автор - Эдуард Песов)
Встреча в Кремле. 1-й президент и премьер-министр Народной Республики Бангладеш шейх Муджибур Рахман (третий слева), Генеральный секретарь ЦК КПСС, член Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев (третий справа). (Источник: www.visualrian.ru, автор - Эдуард Песов)

Развязка

Уже 06.03.1972г. ТОФ получил указание срочно направить экспедицию для разминирования и подъема затонувших судов. Так же в срочном порядке были направлены минёры ВМФ и водолазы прямым авиарейсом из Москвы в Читтагонг.

Официальным началом работ принята дата 02.04.1972, который был просто огромным и шейх Рахман рассчитывал, что работы затянутся не на одну пятилетку. Но здесь его ждал сюрприз.

24.06.1974г. были завершены все работы. Местные жители, особенно детвора, с огромной радостью встречали советских парней и искренне благодарили их.

Советские моряки с местными жителями в Читтагонге (источник: www.yaplakal.com)
Советские моряки с местными жителями в Читтагонге (источник: www.yaplakal.com)

Спустя 46 лет...

Впервые я побывал в Читтагонге в 2020 году. Впечатления остались конечно очень мощные, но они далеко не из приятных. Несмотря на то, что порты страны работают бесперебойно, из нищеты им выбраться не удалось.

Бангладешцы распиливают погибшие суда за 2,5 доллара в день (почти 200 рублей). Да, в районе Читтагонга находится одно из самых больших судовых кладбищ, именно сюда корабли приходят в последний раз - "на иголки".

НРБ - самая густонаселённая страна мира, если не учитывать карликовые страны. Скажу больше. Их население больше, чем в РФ. И это при том, что площадь страны меньше нашей в 115 раз. Это поразительно! Посмотрите на карту ниже.

Скриншот из Яндекс.Карты с доработкой автора.
Скриншот из Яндекс.Карты с доработкой автора.

С навигационной точки зрения, этот порт - вообще не подарок. Глубины и их промеры оставляют желать лучшего, запас воды под килём не обходится без подробной оценки рисков, а эхолот зачастую показывает чуть больше метра, что для танкера 185 метров совсем мало.

Нефтяные причалы находятся в устье реки Карнапхули, где очень сильные приливные течения. На подходах к реке на картах попадаются глубины в районе 4 метров, что при осадке 8 метров недостаточно. Поэтому заход только на полную воду.

Швартовка с разворотом судна на 180 градусов в узкой речушке, с отдачей якоря и одним прижимным концом с бака, который должен удержать судно несколько минут (может меньше), потом подаются следующие швартовы. Несколько попыток было неудачных, рвали его. Лоцманы очень суетные, на мосту постоянное напряжение и крики.
Выпрашивают напитки и сигареты - ну это классика для этих стран.

-5

На борт приезжают "охранники" от 4 до 6 человек. Почему в кавычках? Ну их просто видеть нужно. В шортах и шлёпанцах, зачуханные, от стариков до школьников. Внешний вид говорит об одном - защищаться придется от них;-) Селили в суэцкую каюту, без доступа в другие помещения судна. Несколько раз срабатывал дымовой датчик из их каюты, пока по "шапке" не получили. Аромат дыма был не простым табаком;-)

Сдавали там как-то мусор, подошла баржа. Спустили судовым краном мешки к ним на борт. Отплыли к нам за корму, буквально за 50 метров и скинули мусор в воду. Хммм...а чё заморачивались то? Мы и сами могли скинуть его за борт, раз так можно было!

Это конечно же шутка! Ну как можно так относиться к своей природе, экологии, здоровью и тд? Да, я понимаю, что нищая страна! Но зачем самим же гадить у себя под носом? Как вообще можно забрать гору мусора с танкера и чуть отплыть и скинуть это всё в реку? Потом удивляются, что они бедно живут, болеют и тд...
Сюрвейер и лоадинг мастер (терминальные работники по грузу) неоднократно пытались "впарить" нам, что мы не довезли мазут, плохо зачистились. Однажды разбирательства затянулись на сутки.
Небольшое судно пришвартовали в 5 метрах от нашего
Небольшое судно пришвартовали в 5 метрах от нашего

В общем ни единого доброго слова я так ни разу и не услышал в адрес СССР и давней помощи. Страна очень бедная. Порт сложный во всех смыслах, кто был там хоть однажды - не горит желанием сюда вернуться.