В ближайшие два года электронные закупки внедрит большинство крупных компаний. В 2017 году их уже использовали 80% участников рейтинга RAEX-600. Электронные закупки привлекают больше участников, снижают стоимость товара или услуги, а также минимизируют коррупционные риски и влияние человеческого фактора. Информацию о закупках заказчики размещают на специальных сайтах — электронных торговых площадках (ЭТП). Работа некоторых ЭТП, как и работа определенного круга заказчиков, регулируется федеральными законами. Расскажем о нескольких видах подробнее.
ЭТП госзакупок по 44-ФЗ
При госзакупках электронные торговые площадки проводят торги в рамках 44-ФЗ. Для государственных и муниципальных бюджетных учреждений доступны шесть аккредитованных ЭТП. Поставщики могут аккредитоваться и работать на таких ЭТП бесплатно. В случае победы они платят площадке процент со стоимости выигранного контракта. На аккредитованных ЭТП крупные заказчики и объемы товарооборота, но в то же время жесткие условия по срокам подачи заявок, оплате и обеспечению. Часто требования ЭТП госзакупок по 44-ФЗ являются неподъемными для представителей малого и среднего бизнеса.
ЭТП для закупок компаний с госучастием по 223-ФЗ
Отдельно регулируются закупки компаний с долей государства более 50% или естественных монополий. Полный перечень заказчиков указан в перечислены в п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ. ГБУ и МБУ могут применять 223-ФЗ, но для этого у них должно быть положение о закупках. Специально аккредитованных площадок для таких заказчиков нет. Заказчики, действующие по 223-ФЗ, сами выбирают площадку и работают по ее правилам и установленным тарифам.
ЭТП для коммерческих закупок
Закупки коммерческих компаний регулируются Гражданским кодексом РФ. Площадками для торгов коммерческих организаций часто выступают те же электронные торговые площадки, на которых проводят закупки компании с госучастием по 223-ФЗ. Тарифы и правила работы для заказчиков и поставщиков ЭТП для коммерческих закупок определяют самостоятельно.
К этой категории относятся и корпоративные площадки, на которых проходят закупки только одной компании — разработчика ЭТП. Правила работы и функционал устанавливает заказчик. Такие площадки выбирают поставщики, чьи товары и услуги подходят под конкретного покупателя. На зависимых площадках закупочные процедуры не всегда прозрачны.
Выбор электронной торговой площадки зависит от типа и вида деятельности заказчика. Поставщики выбирают ЭТП, основываясь на целях и задачах компании. Тем не менее, вне зависимости от вида, преимущества электронных торговых площадок очевидны:
- все ЭТП географически независимы;
- заказчики экономят, приобретая товары и услуги по оптимальным ценам, а поставщики расширяют рынки сбыта и увеличивают объемы;
- на всех электронных торговых площадках отсутствует личный контакт между заказчиками и поставщиками, а заключенные сделки имеют юридическую силу.