Вроде не близко до завершения моратория на аккредитацию, но сообщество волнуется: вдруг в очередной раз Минздрав обменяет 144 часа обучения на 250. Известный ресурс выяснил отношение нескольких экспертов, непосредственно участвующих в образовании врачей, по поводу оптимальной длительности обучения, и вот какие выводы сделаны из рассуждений.
Самый активный поборник 250 часов обязательного самообразования - профессор Рошаль объясняет свою позицию: «Я бы начал не с нормы часов, а с принципиального вопроса: должен или не должен каждый врач постоянно повышать свою профессиональную подготовку? В СССР этот вопрос решался просто: да, должен. И я считаю так же. Однако если мы сравним с тем, как этот вопрос поставлен за рубежом в большинстве стран, 144 часа – это, конечно, мало. За рубежом доктор обязан проучиться по 50 часов ежегодно, причем раз в 5 лет еще и сдать экзамен».
Да, не слабо сравнивать образовательные подходы времён СССР с зарубежной современностью... Зачем россиянам вообще брать пример с иностранцев, если радикально различаемся менталитетом и даже болезнями, мы вылечились от рассматривания чужого рта. Почему не предположить, что иностранные врачи дольше усваивают учебный материал, а наши щёлкают вдвое быстрее? Не стоит забывать, что зарубежные врачи «подтверждают» аккредитацию, а не получают её каждую пятилетку как в первый раз, что предлагается российским докторам.
Позиция Леонида Михайловича понятна, остальные трое опрошенных экспертов считают избыточными 250 часов обучения.
Аргументы «за» оставление традиционного 144-часового обучения таковы:
- продолжительность оптимальна для рассмотрения важнейших вопросов специальности;
- при нескольких специальностях доктору предписана аккредитация по каждой и число часов обучения умножается;
- необходимо предоставить врачу оплаченные свободные от работы часы на самоподготовку, что приведёт к коллапсу работы ЛПУ и увеличит его финансовые затраты;
- начатый в 2016 году пилотный проект по 250-часовому обучению не повысил качества подготовки врачей, но ухудшил качество их жизни;
- не всем доступен бесперебойный интернет по месту проживания;
- не каждый врач бойко владеет информационно‑коммуникационными технологиями;
- «погоня за кредитами» приведет к массовой покупке «НМО под ключ» у коммерческих структур;
- никто не мешает доктору учиться больше, но обязательность 250-часового обучения вызовет серьёзное недовольство во врачебной среде;
- подготовка большого числа документов для аккредитации не имеет какого-либо отношения к повышению квалификации.
Далеко не все аргументы «за и против» привели опрошенные эксперты, вы можете добавить свои в комментариях к материалу, мы всё учтём.
Если вы врач и хотите, чтобы ваше мнение было услышано, присоединяйтесь к сообществу профессионалов на портале МирВрача