В конце 30х годов встал вопрос о замене авиапарка истребителей на более современные модели. Особенно явно это стало поле войны в Испании, где советские истребители впервые столкнулись с немецкими Messershmitt Bf 109 E. Если в горизонтальной маневренности советский И-16 не уступал творению «сумрачного тевтонского гения», то вот в скороподъемности и бою на высоте скорости и вооружении он явно проигрывал.
Ни один из представленных образцов в полной мере не устраивал военных, поэтому на вооружение приняли три взаимодополняемые машины разных КБ, Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3.
Як-1 был легким, маневренным и неплохо вооруженной машиной, но по экономическим показателям он оказался довольно дорогой. Дело в том, что он был цельнометаллическим, из авиационного алюминия, а в стране с этим был кризис, от слова полный. Большая часть этого металла была покупной, и поставлялась из-за границы. Поэтому уповать на массовое, бесперебойное производство не приходилось.
МиГ-3 был создан в ОКБ Микояна и Гуревича которые сделали ставку на высотный истребитель-перехватчик. Поэтому их машина хорошо набирала высоту и имела неплохую скорость, но вот маневренность на низких высотах оставляла желать лучшего. Полки МиГов располагались в основном возле Москвы и сыграли немаленькую роль в отражении налетов на столицу. Да и вооружение истребителя, состоящее из 12,7мм пулемета УБ и двух пулеметов ШКАС 7,62мм, было слабовато.
ЛаГГ-3 вроде бы всем устраивал, вот только был несколько тяжеловат в маневре и сложен в управлении. Зато у этой машины была хорошая грузоподъемность, Поэтому его чаще использовали как легкий штурмовик. В этой роли ЛаГГ-3 вооружали шестью 82мм реактивными снарядами и двумя 100кг бомбами, плюс бортовое вооружение из 20мм пушки ШВАК и 12,7мм пулемета УБ. Так что прилетало противнику неслабо!
Таким образом ВВС РККА не получили своего универсального истребителя каким был «Мессершмитт». Но получили три дополняющих машины Як-1: маневренный бой на различных высотах, но не слишком пригодный для штурмовки, МиГ-3: скоростной истребитель перехватчик с большим практическим потолком, но не способный эффективно действовать на малых высотах, и ЛаГГ-3: хороший легкий штурмовик и истребитель на малых высотах, но плохо маневренный на средних и больших высотах.
В дальнейшем такая тенденция хоть и уменьшилась, но не пропала совсем даже в современности, даже сейчас на вооружении стоят машины двух КБ, МиГ и Су. Хотя так происходит во всем мире, видимо мечта об универсальном истребителе невыполнима.
После начала войны КБ Яковлева начало штамповать модификации своей машины пытаясь удержаться на плаву. ЯК-1м, ЯК-1Б, ЯК-7, ЯК-7Б, ЯК-9, ЯК-9Д, ЯК-9К, это не считая учебных модификаций. На все это нужен был алюминий, которого как я уже говорил и так не хватало. Поэтому нет ничего удивительного в том что МиГ-3, сделанный из того же металла, после битвы за Москву сняли с производства.
В последствии КБ Яковлева создали ЯК-3, названный одним из лучших истребителей Второй Мировой войны, а КБ Лавочкина создали Ла-5, наводивший страх на сынов Геринга своим появлением. Но это было потом, а в то время три таких разных истребителя защищали небо страны. ЛаГГ-3 занимал нижний эшелон, ЯК-1 средний и нижний, а наверху искал бомбардировщики противника МиГ-3.