Найти тему
Autoassist24

Перспективы беспилотного транспорта в России

Оглавление

Периодически в новостях можно услышать, как тестируется беспилотный транспорт в столице нашей страны. Но происходит это в небольших масштабах, и до сих пор непонятно, как скоро беспилотники появятся на дорогах на постоянной основе. В этой статье разберем, какие есть проблемы по внедрению таких авто, есть ли законодательная основа для этого, какие есть разработки прямо сейчас.

Какие есть проблемы

Запуск беспилотных автомобилей позволит сократить расходы на персонал – водителей ТС. Особенно актуально это для служб такси, общественного маршрутного транспорта, где зарплаты и премии водителям являются существенной статьей расходов. С политической точки зрения это тоже интересно, так как позволит в очередной раз доказать себе и миру технологичность современной России. Но что мешает внедрению автопилота уже сейчас?

Во-первых, отсутствует единый стандарт беспилотного вождения. Такие компании, как Яндекс и Google разрабатывают собственные решения. Алгоритмы основываются на камерах, которые располагаются на борту авто. Насколько точно будет взаимодействовать беспилотник с дорожной инфраструктурой – основной вопрос безопасности для дорожного движения и его участников, включая пешеходов.

Российские компании ранее уже выступили с предложением создать единую IT-платформу для строительства дорог, чтобы учитывать требования для запуска беспилотных ТС ещё на этапе проектирования.

Во-вторых, есть проблема с тем, что не все дороги покрываются стандартом мобильной связи 4G. Высокоскоростной интернет необходим для своевременной актуализации данных при движении беспилотного транспорта.

В-третьих, до сих пор нет полноценной виртуальной карты, в которой были бы сведения обо всех объектах дорожно-транспортной инфраструктуры. Сейчас в Москве оцифровкой дорог занимается в частности ЦОДД – Центр организации дорожного движения.

Наконец, самая существенная проблема – научить беспилотные ТС реагировать на множество дорожных ситуаций, реагировать на поведение (порой непредсказуемое) водителей и пешеходов на дороге.

Как работают беспилотники

Основные принципы работы беспилотных автомобилей одинаковы. Сканеры собирают и передают информацию об окружающем мире в систему управления. Она, в свою очередь, планирует дальнейшие действия на основе этих данных, а также виртуальных карт и местонахождения. Затем из компонента «системы управления» принятое решение передается в компонент «управления автомобилем». Программное обеспечение управляет всеми узлами ТС и способно тормозить, ускоряться, рулить, менять передачу.

Но какие же сенсоры отслеживают происходящее на дороге? Сейчас видов таких сенсоров три – это камеры, радары и лидары. Каждый отдельный сенсор не способен дать полное представление для системы управления, как двигаться автомобилю. Но вместе они создают целостную картинку. Так, камеры идентифицируют тип объекта (пешеход, автомобиль, сигнал светофора, дорожные знаки, разметка). Радары с помощью радиоволн находят объекты и определяют их скорость. Лидары определяют форму объектов и расстояние до них, сканируя пространство лазерными лучами. Именно они играют самую значимую роль в движении беспилотного ТС и обеспечивают безопасную езду для других участников.

Отметим, что беспилотники не нуждаются в GPS, как это принято думать. Данная система может иметь погрешность до нескольких десятков метров и используется для автопилота только как вспомогательная. Основным источником данных остаются виртуальные карты города, которые обновляются самими беспилотниками.

Что с законодательством?

На данный момент, законодательно движение беспилотного транспорта по дорогам общего пользования в России запрещено. В автомобиле обязательно должен находиться водитель, который несёт ответственность за свои действия при управлении ТС. Для сравнения в штате Флорида США с 2019 года производителям позволяется тестировать «беспилотники» на дорогах общего пользования, а не на полигонах.

Минтранс в 2021 году опубликовал законопроект «О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», чтобы регламентировать в будущем ответственность за ДТП с участием беспилотников, определить обязанности владельца «инновационного транспортного средства».

Сейчас можно сделать вывод, что внедрение такого транспорта – дело не ближайших 3-5 лет. На обучение систем, разработку, изменение дорожной инфраструктуры могут понадобиться десятки лет. В то же время беспилотный транспорт уже используется на закрытых территориях, где его можно запрограммировать соответствующим образом. Другие актуальные статьи и новости о нынешнем автомобильном законодательстве и современных автомобилях читайте в нашем блоге и на сайте Автоассист24.