Найти тему
Михаил Астапенко

ДОНСКОЙ АТАМАН ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ ОРЛОВ.

Донской войсковой атаман 1797-1801 годов, генерал от кавалерии Василий Петрович Орлов. Неизв. худ. ХVIII века. Холст, масло.
Донской войсковой атаман 1797-1801 годов, генерал от кавалерии Василий Петрович Орлов. Неизв. худ. ХVIII века. Холст, масло.

После кончины А.И.Иловайского император Павел Первый хотел назначить новым донским атаманом генерал-лейтенанта Федора Петрович Денисова, заслуженного воина и первого донского графа, но тот отказался, мотивируя это своей малограмотностью и преклонными летами, и просил государя почтить этой должностью своего зятя генерал-лейтенанта Василия Петровича Орлова. Император согласился…

Родился Василий Орлов в 1745 году и являлся внуком старшины Войска Донского Михаила Патрикеевича Орлова, бежавшего из Москвы от гнева Петра 1 во время расправы над стрельцами.(Корягин С.В. Орловы-Денисовы и другие. Вып.27. М., 2002. С.6; «А.В.Суворов. Письма». С.558). Службу начал в 1764 году в Дербенте, а потом в Моздоке. Участник русско-турецкой войны 1768-1774годов. В 1774 году Орлов воевал против остатков войск Емельяна Пугачева. В 1775-1779годах возглавлял Придворную Донскую Лейб-казачью команду (впоследствии Лейб-гвардии казачий полк).1 июня 1787 года произведен в полковники российской императорской армии (во время сопровождения императрицы Екатерины Второй, путешествовавшей по Таврии).

С началом в 1787 году очередной русско-турецкой войны Василий Орлов с полком своего имени держал оборону на стратегически важном побережьи Черного моря у Кинбурнской косы. Российскими войсками здесь командовал А.В.Суворов.

1 октября 1787 года турки, подошедшие сюда на многочисленных судах, начали высадку, намереваясь захватить Кинбурнскую крепость. Суворов, у которого имелось немногим более четырех тысяч бойцов, в том числе три казачьих полка трехсотенного состава, велел Орлову занять позиции на левом фланге русской обороны. В полдень высадившиеся на берег турки двинулись на позиции россиян. Подпустив их на двести шагов, Суворов приказал открыть артиллерийский огонь, после чего поднял в атаку регулярную пехоту и спешенных казаков. Полковник Орлов сражался рядом со своими казаками, которые уничтожили несколько десятков янычар, захватили пушки и несколько турецких знамен. Не выдержав дружного натиска россяин, турки побежали, оставив на холодном песке Кинбурнской косы более двух тысяч погибших сотоварищей.

Действия Василия Орлова в Кинбурнском сражении были отмечены в рапортах Суворова и Потемкина. 18 октября 1787 года В.П.Орлов был награжден орденом Святого Георгия 4 степени (№ 466) «за мужественное поражение неприятеля и способствование к победе 1 октября под Кинбурном». (Корягин С.В. Орловы-Денисовы и другие. Вып.27. М., 2002. С. 6).

После Кинбурнской победы Василий Орлов по требованию Суворова организовал бесперебойную почтовую связь на линии Перекоп – Елисаветград. Довольный его службой, Суворов писал Потемкину: «Хвалю я усердие к службе Василия Петровича Орлова. Он со своими товарищами, коли бы мог, верно б перескакал отсюда на Очаковский гостиный двор». (Суворов А.В. Письма. С. 132.) Очаков был взят штурмом 6 декабря 1788 года, после чего полк Орлова перебросили на другой участок театра военных действий.

В военной кампании 1789 года Василий Орлов отличился в ряде сражений. А за разгром 7 сентября авангарда турецкого корпуса Гассан-паши 26 сентября был награжден орденом Святого Георгия 3 степени (№ 71) (Списки кавалерам императорского военного ордена Святого великомученика и победоносца Георгия за боевые отличия. Спб.,1880. С.196).

Всероссийскую известность О. принесло его участие в штурме сильнейшей турецкой крепости Измаил 11 декабря 1790 года, которым руководил А. В. Суворов. На военном совете, собранном накануне Суворовым, Орлов в числе первых (вместе с с М.И.Платовым) решительно высказался за штурм города. По диспозиции, утвержденной Суворовым, Орлову досталось командование четвертой атакующей колонной русской армии, состоявшей из двух тысяч казаков.

В пять часов утра в небо одна за другой взлетели три ракеты, после чего русские колонны бросились на штурм Измаила. «Первая из сих…колонн под командою бригадира и кавалера Орлова, - отмечал в своем рапорте князю Потемкину Суворов, - под жарким огнем достигла до рва, приставила лестницы и часть оной взошла на вал и овладела бастионом». (А.В. Суворов. Сб. док. Т. 2. М.,1951. С.269). Так же успешно действовали и другие колонны, и к четырем часам дня крепость перешла в руки россиян.

Однако с падением Измаила война не закончилась. Боевые действия, в которых участвовал и Василий Орлов, продолжились и в 1791 году. 27 марта этого года колонна русских войск под командованием М.И.Кутузова, в составе которой находилось несколько казачьих полков Василия Орлова, в районе Мачина атаковала укрепившийся здесь двухтысячный турецкий отряд. «…Майоры Янов и Мешков под предводительством бригадира Орлова, - отмечено в журнале военных действий русской армии за март 1791 года, - ударили сами в толпу в дротики и, опрокинув неприятеля, сильно его преследовали; много тут оного побито, а в полон взяты четыре знамя…, 3 байрактара и 9 рядовых». (Фельдмаршал Кутузов. Сборник документов и материалов. ОГИЗ, 1947. С.65). Новый отряд янычар «в полуторе тысячах отборного войска» подкрепил бегущих сотоварищей, и сражение закипело с новой силой, тем более, что Орлов тоже получил подкрепление. Взяв с собой сильный конный, Василий Петрович обошел противника лесом и ударил по правому крылу построения янычар. «Неприятель, сжатый с обеих сторон,- записано в том же журнале боевых действий русской армии,- гоним и умерщвляем был более десяти верст. При сем поражении взяты у неприятеля семь знамен…». Однако и на этом сражение не закончилось, ибо на помощь туркам подошло до двух тысяч конников, которых князь Голицын «приказал атаковать бригадиру Орлову, усиля его казаками. Атака была произведена с такою жестокостию, что неприятель побежал стремглав,…и казаки, поражая неприятеля, преследовали оного до тех пор, пока лошади служить могли». (Фельдмаршал Кутузов. Сборник документов и материалов. С.65-66).

10 июля 1791 года в окрестностях разрушенного русскими войсками Мачина произошло сражение, поставившее победную точку в затянувшейся войне с турками. Российский корпус под командованием талантливого генерала Н.В.Репнина, в составе которого с казачьими полками находился и Василий Орлов, тремя колоннами -слева, посредине и справа- атаковал 30-тысячную турецкая армию. «В левой атаке, - отмечал в своем рапорте князю Потемкину Репнин, - под командою господина генерал-поручика…Голенищева-Кутузова было двенадцать батальонов, два полка кавалерии,…пять полков донских казаков под командою бригадира и кавалера Орлова… Атака сия, обошед горы, поднялась на них, пробиваясь сквозь многочисленного неприятеля, …следовала в правый фланг неприятеля». (Фельдмаршал Кутузов. Сборник документов и материалов. С.66-68).

Турки потерпели сокрушительное поражение и вынуждены были просить мира. Генерал Репнин в рапорте князю Потемкину подчеркнул «усердие,…мужество и искусство» Василия Орлова.

В 1792 году он командовал авангардом русской армии, вошедшей в Польшу, и за отличия в боях с ляхами 28 июня 1792 года получил чин генерал-майора российской регулярной армии. (Корягин С.В. Указ. соч. Вып. 27. С.6). Отличился он во время Второй Польской кампании 1794 года.

Встав с 15 мая 1797 года донским войсковым атаманом, Василий Орлов вынужден был проводить в жизнь часто сумасбродные приказы Павла 1. В императорском рескрипте от 6 июля 1797 года на имя Орлова говорилось: «Что касается до вкравшихся злоупотреблений и сделанных перемен (образование Войскового гражданского правительства и другие нововведения князя Потемкина – М.А.), то вам надлежит первыя искоренять, а мне последних не опробовать, яко клонящихся всегда к истреблению общественного порядка вещей». (Савельев Е.П. Указ. соч. Т. 3. С.241).

В 1798 году донские старшины и офицеры получили жалованное дворянство. До этого года общероссийскими воинскими и гражданскими чинами лишь в исключительных случаях жаловались немногие атаманы и старшины (в том числе и сам Василий Орлов), а подавляющая масса командиров казачьих полков таковых чинов не имела. Указ Павла 1 от 22 сентября 1798 года повелевал «признать их чинами по следующей табели, сохраняя им по службе прежнее их название в войске Донском: войсковых старшин – майорами, есаулов – ротмистрами, сотников – поручиками, хорунжих – корнетами». (Акты Лишина. Т.3. Новочеркасск, 1894. С.420; Лунин Б.В. Очерки истории Подонья-Приазовья. С.143). На Дону стали образовываться окружные (уездные) собрания, которые отныне вершили главные дела на казачьей земле, окончательно подорвав было значение войскового Круга.

Императорским указом от 20 октября 1797 года по ходатайству атамана Орлова была восстановлена Донская конная артиллерия. (Акты Лишина. Т. 3. С.420). В 1798 году с разрешения правительства на Дон из-за Волги прикочевало десять тысяч дербентских калмыков, получивших разрешение наравне с казаками «исправлять службу». Войсковому атаману пришлось заниматься их расселением и обустройством быта. В том же году он командовал 22 донскими казачьими полками в Пинском походе в связи с предполагавшейся войной в Европе, пробыв в Польше до зимы 1800 года.

В последние месяцы жизни атамана Орлова на него обрушились нелегкие испытания, подорвавшие уже изношенный походами и битвами организм… В 1800 году ему, по приказу Павла 1, пришлось заниматься разбирательством дела полковника Лейб-гвардии казачьего полка Евграфа Грузинова и его брата подполковника того же полка Петра Грузинова, замысливших ввести в России республиканский способ правления. Оба брата по приговору военно-судных комиссий были засечены досмерти в Черкасске осенью 1800 года. На экзекуциях присутствовал и атаман Орлов…

Зимой 1800 года в Черкасск доставили великолепное наградное знамя, пожалованное императорам Войску Донскому за Итальянский и Швейцарский походы Суворова 1799 года. В императорской грамоте на имя войскового атамана Орлова говорилось: «Нашему любезно-верному войску Донскому. Верность ваша к нам,оказанная во многих случаях, особенно же заслуги в войне против французов, в продолжении Итальянской кампании 1799 года, где мужеством и неустрашимою своею храбростью поражали везде неприятеля…за ваши подвиги жалуем вам знамя, на коем изображено заслужившее вам сие отличие». (Савельев Е.П. Указ. соч. Т. 3. С.245).

…К началу Х1Х века Павел 1 резко изменил курс внешней политики: недавние враги России французы вдруг превратились в друзей и союзников, предложивших совместный с россиянами поход в Индию – богатейшую английскую колонию. Павел Первый согласился…

В январе 1801 года атаман Орлов через фельдъегеря получил императорский указ, которым ему предписывалось «собрать все войско на сборных пунктах с запасом провианта на полтора месяца». Объясняя цель этой военной акции, Павел 1 писал Орлову: «Англичане приготовляются сделать нападение на меня и на союзников моих датчан и шведов. Я готов их принять, но нужно их самих атаковать и там, где удар им может быть чувствительней и где менее ожидают. Заведение их в Индии самое лучшее для сего. Подите… с артиллерией через Бухару и Хиву на реку Индус. Приготовьте все к походу. Пошлите своих лазутчиков приготовить и осмотреть дороги. Все богатства Индии будут вам за сию экспедицию наградой. Такое предприятие увенчает вас славой и заслужит мое особое благоволение. Прилагаю карты, сколько их у меня есть». (Шильдер Н. Император Александр Первый. Спб., 1904. С.200).

Исполняя императорский указ, атаман Орлов за короткий срок сумел мобилизовать более 22 тысяч казаков, способных носить оружие, о чем и информировал Павла 1 в своем письме от 20 февраля 1801 года. Поход казаков в Индию («Оренбургский поход») возглавил прибывший на Дон из заточения в Петропавловской крепости сотоварищ Орлова генерал-майор Матвей Платов, которого император назначил заместителем войскового атамана. Поход этот, проходивший в тяжелейших погодных условиях, был прерван после убийства Павла 1 заговорщиками в начале марта 1801 года. Василий Орлов получил орден Св.Александра Невского.

С этого момента он уже находился дома в кругу семьи. Первый раз Орлов был женат на дочери первого донского графа Ф.П.Денисова Дарье Федоровне и имел от нее детей Екатерину (замужем за графом П.П.Паленом), Наталью и Василия (с 26 апреля 1801 года - граф В.В.Орлов-Денисов). От второго брака с Екатериной Дмитриевной Иловайской имел сына Петра. (Корягин С.В. Указ. соч. Вып. 27. С.7).

Василий Петрович Орлов скончался 30 июля 1801 года и был похоронен на кладбище Преображенской церкви г. Черкасска (ныне ст. Старочеркасская Ростовской области). На могиле был установлен чугунный памятник с надписью золотыми буквами “Генерал от кавалерии Войска Донского войсковой атаман и разных орденов кавалер Василий Петрович Орлов умер 30 июля 1801 г.”

Ныне нет на этом кладбище ни того памятника, неизвестно и точное место (предположительно, с южной стороны нынешней Преображенской церкви) захоронения некогда полновластного владыки казачьего Дона…

Очерк этот опубликован в моей книге "Донские казачьи атаманы. 1550-1920)". Ростов-на-Дону, 2012. С.156-162. Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России.