«Если бы мы использовали более 1% моих чеков (акционных сертификатов Berkshire Hathaway) на себя, ни наше счастье, ни наше благополучие не увеличились бы. Напротив, эти оставшиеся 99% могут иметь огромное влияние на здоровье и благополучие других».
Моя благотворительная клятва
В 2006 году я взял на себя обязательство постепенно передать все свои акции Berkshire Hathaway благотворительным фондам. Я не мог быть счастливее с этим решением.
Теперь Билл и Мелинда Гейтс и я просим сотни богатых американцев пожертвовать не менее 50% своего состояния на благотворительность. Поэтому я думаю, что уместно повторить свои намерения и объяснить, что за ними стоит.
Во-первых, мое обещание: более 99% моего состояния пойдет на благотворительность при жизни или после смерти. Если измерять в долларах, это обязательство велико. Однако в сравнительном смысле многие люди каждый день отдают другим больше.
Миллионы людей, которые регулярно делают взносы в церкви, школы и другие организации, тем самым отказываются от использования средств, которые в противном случае приносили бы пользу их собственным семьям. Доллары, которые эти люди кладут в тарелку для пожертвований или отдают United Way, означают забытые фильмы, ужины вне дома или другие личные удовольствия. Напротив, моя семья и я не откажемся ни от чего, в чем мы нуждаемся или чего хотим, выполнив это обещание на 99%.
Более того, это обещание не оставляет мне возможности внести самый ценный актив — время. Многие люди, в том числе — я горжусь этим — трое моих детей, отдают много своего времени и талантов, чтобы помочь другим. Подарки такого рода часто оказываются гораздо более ценными, чем деньги. Борющийся ребенок, подружившийся и взращенный заботливым наставником, получает подарок, ценность которого намного превышает то, что может быть подарено чеком. Моя сестра Дорис ежедневно оказывает существенную индивидуальную помощь. Я мало этим занимался.
Что я, однако, могу сделать, так это взять стопку сертификатов акций Berkshire Hathaway — «требовательных чеков», которые при конвертации в наличные могут распоряжаться далеко идущими ресурсами — и передать их на благо других, которые, благодаря удаче жеребьевки, получил короткую соломинку в жизни. На сегодняшний день распределено около 20% моих акций (включая акции, переданные моей покойной женой Сьюзан Баффет). Я буду продолжать ежегодно распределять около 4% акций, которые я сохраняю. Поступления от всех моих акций Berkshire будут израсходованы на благотворительные цели самое позднее через 10 лет после того, как мое имущество будет оформлено. Ничего не пойдет на пожертвования; Я хочу, чтобы деньги тратились на текущие нужды.
Это обещание оставит нетронутым мой образ жизни и образ жизни моих детей. Они уже получили значительные суммы для личных нужд и получат еще больше в будущем. Они живут комфортной и продуктивной жизнью. И я буду продолжать жить таким образом, который дает мне все, что я могу желать в жизни.
Некоторые материальные вещи делают мою жизнь более приятной; однако многие этого не сделали. Мне нравится иметь дорогой частный самолет, но иметь полдюжины домов было бы в тягость. Слишком часто обширная коллекция имущества в конечном итоге завладевает своим владельцем. Больше всего я ценю, помимо здоровья, интересные, разнообразные и давние друзья.
Мое богатство образовалось благодаря сочетанию жизни в Америке, некоторых удачливых генов и сложных процентов. И мои дети, и я выиграли то, что я называю лотереей яичников. (Начнем с того, что вероятность того, что мое рождение в 1930 году произойдет в США, была как минимум 30 к 1. То, что я был мужчиной и белым, также устранило огромные препятствия, с которыми тогда столкнулось большинство американцев.)
Моя удача усугублялась тем, что я жил в рыночной системе, которая иногда дает искаженные результаты, хотя в целом служит нашей стране хорошо. Я работал в экономике, которая награждает медалью того, кто спасает жизни других на поле боя, награждает великого учителя благодарственными письмами от родителей, но награждает тех, кто может обнаружить неверную оценку ценных бумаг, суммами, достигающими миллиарды. Словом, судьба раздает длинные соломинки дико капризна.
Реакция моей семьи и меня на нашу необычайную удачу — это не чувство вины, а скорее благодарность. Если бы мы использовали более 1% моих чеков на себя, ни наше счастье, ни наше благополучие не увеличились бы. Напротив, эти оставшиеся 99% могут иметь огромное влияние на здоровье и благополучие других. Эта реальность устанавливает очевидный курс для меня и моей семьи: оставлять все, что нам может понадобиться, а остальное раздавать обществу для его нужд. Мое обещание направляет нас по этому пути.
Также была названа самая полезная оздоровительная продукция СНГ, и стран Европы, БАЛЬЗАМЫ КОРОТОВА