Что стало с жестокой красавицей Тонькой-пулеметчицей
В грозном 1941 году поселок городского типа с названием Локоть (Брянская область) был оккупирован немцами и назван столицей Локотской республики. Сам Гимлер поставил в известность самого Гитлера о создании образцово-показательной территории по управлению местных жителей. Задача такого проекта состояла в том, чтобы показать, как хорошо живется без власти коммунистов. Но в действительности это дело оборачивается драмой. Для полумиллиона советских людей предстоит выбор: подчиниться захватчикам или умереть.
В начале 20 века поселение Локоть не было типичным уездным городком, - тут располагалось имение великого князя Михаила Романова, которое славилось своим конезаводом. И при Советской власти конезавод не был заброшен: до самой войны тут выращивали породистых лошадей, пока они не потребовались на фронте. Когда немцы оккупировали Локоть, конюшня была самым подходящим местом… для тюрьмы. Конюшни, которые раньше являлись местной славой, были обнесены колючей проволокой. И теперь набивались пленными партизанами и сочувствующим им сельчанами. В каждое стойло набивалось до 27 человек. И только стоя. Многие не выдерживали и теряли сознание. Таких «слабаков» долго не держали. И с ними быстро справлялась русская женщина, получившая прозвище Тонька-пулеметчица.
Эта странная девушка поражала даже карателей, известных своей жестокостью. Страх, сомнение, угрызение совести, - этим она не обладала.
Когда советские власти вступили на оккупированную территорию Локотской республики, Тоньки-пулеметчицы и след простыл. От уцелевших местных жителей были получены сведения, что девушке примерно 20 лет, темноволосая, со строгим, пронизывающим взглядом. Тоньку искали среди убитых и раненных, но тщетно. Предполагалось даже, что она была вывезена заграницу и теперь работает на одну из западных служб, которые могли использовать военных преступников в своих целях. Однако аналитики пришли к выводу: палач в юбке не мог быть полезен западным разведкам.
Ее либо убрали, либо, под вымышленным именем, она где-то прячется. Более 30 лет поисков ни к чему не приводили… Когда вдруг в городе Брянске в 1976 году произошел случай, который, казалось, совершенно не был связан с событиями войны: на улице подрались двое мужчин, в результате чего один из них был отправлен в больницу с ножевыми ранениями, другой был задержан милицией. Задержанный Чугунов дает показания, что Иванин, на которого он накинулся, - был начальником Локотской тюрьмы. На смерть им лично были отправлены сотни людей. На допросе бывший каратель признался в своей деятельности в 1941 году и о связи с Тонькой-пулеметчицей.
Так сыщики узнают, что она носила фамилию Макарова и проживала в Москве. Начались поиски по столице и в московской области, которые продлились около года: под проверку попало более ста Антонин Макаровых. Наконец, одна кандидатура – женщина из подмосковного Серпухова – определяется точно: на ней сходится все 100%. Иванин, бывший начальник Локотской тюрьмы соглашается принять участие в негласном опознании. Его доставляют в одну из гостиниц Серпухова. Но на следующее утро он был обнаружен мертвым. Опасаясь, что Антонина Макарова даст показания против него самого, он покончил с собой.
Были найдены другие свидетели – бывшие узники Локотской тюрьмы - того страшного деяния Тоньки-пулеметчицы. Они были привлечены для опознания подозреваемой женщины из Серпухова. Их посылали, под видом покупателей, в магазин, где та работала. Но у всех было недоумение и растерянность – сыщики поняли, что произошла ошибка. Огромная работа была проделана впустую.
Наконец, уже в 1078 году, следы приводят в город Лепель, Белорусской ССР. В настоящее время женщина, в девичестве Макарова, носила имя мужа – Гинзбург. За ней устанавливается наблюдение: ведь без достаточных улик задерживать женщину было нельзя. Выясняется, что Гинзбург работала на фабрике телогреек. Туда, под видом нового бухгалтера, и направляется одна из узниц, знавшая ее в лицо более 30 лет назад. Свидетельнице удалось не упасть в обморок, она сдержалась, чтобы не схватить за волосы жестокую карательницу. Так Антонина Макарова была опознана и арестована.
От ее откровения веяло спокойствием хладнокровного профессионального убийцы. Она заявила, что просто выполняла свою работу, за которую – как и другим – ей платили. «Мне приходилось расстреливать не только партизан, но и женщин, стариков и детей. Но так делали все,» - письменно подтверждала она. Муж Антонины Макаровой, заслуженный ветеран войны, был уверен, что случилась страшная ошибка. Он требовал освобождения жены из-под заключения. Когда ему разъяснили, с каким чудовищем он жил более 33 лет, мужчина забирает своих детей и покидает родной город. Суд приговорил Тоньку-пулеметчицу к расстрелу. Ни один мускул не дрогнул, когда она услышала вердикт о смертной казни, и в тот же день подала прошение о помиловании.
А начиналось все так…
В предвоенное время одним из самых популярных фильмов был про Чапаева. В начале же войны столь знакомые кадры приобретали уже новый смысл: это воспринималось, как призыв к действию. И бесстрашная Анка-пулеметчица в том суровом 1941 году вдохновляла многих девушек, которые уходили на фронт. Возможно, отправляясь на войну, Антонина Макарова тоже мечтала быть такой – отважной! Ей тоже хотелось строчить из пулемета. Но, кажется, ей двигала не ненависть к врагу, - ей хотелось убивать. Если бы ей дали пулемет, а не предложили работу медицинской сестры, она бы весьма охотно убивала немцев. Но судьба сложилась иначе: пулемет в руки ей дали немцы. Кровь, грязь, стоны раненных, - реальность на войне оказалась не такой романтичной, как в фильме про Чапаева. К тому же противник был сытый и обеспеченный всем необходимым – обмундированием и оборудованием. За отсутствием достаточного количества орудий, бойцы шли в рукопашную. И Тонька очень боялась умереть. Другая сторона этого страха – агрессия. Тонька и не подозревала, что такие люди и являются прирожденными убийцами.
В ходе сражений Тонька оказывается в так называемом Вяземском котле, в который попадает и погибает более полумиллиона красноармейцев, - они были окружены тремя немецкими армиями. На этой территории коллекционеры и черные археологи до сих пор находят оружие и личные вещи погибших солдат: народу тут полегло столько, что копать можно где-угодно и сколько-угодно.
Прямо на глазах у Тоньки часть пленных, которых захватили слишком много, расстреляли. Остальных огородили на поляне колючей проволокой. Между появлениями охранников проходило 10 минут. Молоденькая напуганная медсестра решила воспользоваться этим и бежать. Перелезав через проволоку, она скрывается в лесу. Голод и страх гонят ее по лесным зарослям. И, наконец, сломленная, она направляется не к партизанам. Она выбрала идти в стан к врагу. Так она оказалась в Локотской республике.
При допросе немцы выяснили, что Антонина умеет обращаться с пулеметом. Поняв, что девушка согласна на все, чтобы остаться живой, ей предложили убить своих же: хотели еще больше унизить пленных. Так прославленный Красной Армией пулемет оказывается в руках у русской женщины.
Треск Тонькиного пулемета отныне будет раздаваться каждый день. Иногда по несколько раз, - в зависимости он количества людей, которыми забивались конюшни.
«Сначала было жалко, а потом привыкла, - рассказывала она на допросах в 1978 году.
При подаче прошения Макаровой-Гинзбург везде было отказано. Приговор был приведен в исполнение 11 августа того же года. От ее руки погибло более 1500 человек. Истории не известно ни одной женщины, которая так профессионально расстреливала своих.
Это было последнее крупное дело об изменниках родины во время Великой Отечественной войны. Война искалечила жизни миллионам людей. Кто-то погиб достойно, а кто-то сломался и стрелял в своих. Понять это еще можно, но простить – никогда!
Спасибо, что прочитали статью. Если вам было интересно, подписывайтесь на мой канал. И до скорых встреч!
Фото взяты из источников: www.stihi.ru, www.intellectyal.ru, www.topnews.ru