В Российской империи всегда огромное внимание уделялось национальной идее. В XIX веке в очередной раз произошел поиск новых ценностей, и это дало прекрасный результат: в архитектуре сформировался русский стиль, который пережил несколько трансформаций и оставался модным несколько десятилетий.
Русско-византийский стиль как символ имперского могущества
Первым этапом русского стиля в архитектуре стал русско-византийский стиль, который демонстрировал в первую очередь даже не русскую идентичность, а имперскую мощь и лозунг «Православие, самодержавие, народность». Основоположником стиля принято считать архитектора Константина Тона, автора храма Христа Спасителя в Москве. Самые яркие примеры русско-византийского стиля – это церкви: грандиозный Никольский морской собор в Кронштадте, Владимирский собор в Киеве, собор святого Михаила Архангела в Каунасе, Екатерининский собор в Краснодаре и множество прекрасных храмов, которые были разрушены в 1930-е годы по всему Советскому Союзу.
Классический стиль – обращение к древнерусской архитектуре
Затем появился классический русский стиль, византийские акценты в котором были сведены к минимуму, зато скрупулёзно стали воспроизводиться детали древнерусской, допетровской архитектуры. В таком стиле построен Исторический и Политехнический музеи, Верхние торговые ряды на Красной площади (более известные как ГУМ), Средние торговые ряды, в которых вскоре разместятся Музеи Кремля (проект реставрации здания был одобрен Главгосэкспертизой России), усадьба Щукина, в которой располагается Биологический музей им. Тимирязева, и, конечно, великолепный Дом Игумнова. Главному офису Главгосэкспертизы повезло располагаться напротив этого памятника, в котором с 1979 года располагается резиденция французского посла.
Неорусский стиль как «творческое переосмысление»
Наконец, завершающим этапом развития русского стиля в архитектуре стал неорусский стиль, в котором сразу бросаются в глаза элементы модерна и который «творчески переосмыслил» национальные признаки архитектуры. Важное отличие зданий в неорусском стиле от их предшественников заключается в том, что архитекторы делали их максимально приспособленными к требованиям своего времени. А в начале XX века, когда стиль расцвел, эти требования были уже довольно обширными и во многом совпадали с современными.
Время и детали
У двух первых этапов русского стиля не было четких временных границ: здания в русско-византийском и классическом русском стилях строились и не только в первой половине и середине XIX века, но и в начале XX-го. Более того, на рубеже XX-XXI веков сложился так называемый «второй русско-византийский стиль», который проявляется в новых храмовых постройках. Ведь это красиво! И поскольку русский стиль декоративен, каждый из многочисленных элементов его оформления имеет свое название. Познакомимся с некоторыми из них.
Волчий зуб – орнаментовка каменных плит трехгранно-выемчатой резьбой или же декоративная укладка кирпичей наклонно, с образованием треугольных пустот.
Гирька – фигурная архитектурная деталь обычно в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивалась на скрытом в кладке железном стержне и служила опорой для двух малых декоративных арочек, обычно расположенных под объединяющей их большой аркой.
Дынька – утолщение на столбах, колоннах и полуколоннах, окружающих наличники окон и порталы дверей. Выглядит как дыня.
Закомара – полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний свод. Закомары не отделяются в нижней части от прясла стены, поскольку хоть и красивы, имеют в первую очередь конструктивное значение.
Кокошник – полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент в виде ложной закомары. Но, в отличие от нее, кокошник не отвечает форме свода. Кокошники располагаются у оснований шатров и барабанов глав, венчают оконные наличники и покрывают своды уменьшающимися кверху ярусами.
Кубышка – декоративно-конструктивный элемент в виде массивного короткого столба с плавным расширением чуть выше основания.
Сухарики – ряд направленных вниз прямоугольных выступов. В классической архитектуре эти элементы носят название дентикулов.
Ширинка – разновидность кессона; элемент декора в виде квадратного углубления в стене, внутри которого помещался изразец или резное украшение. Применялся для внешней отделки плоских частей каменных построек (фасадов, устоев воротных арок, пилястр, парапетов крепостных стен). Особенно часто ширинки применялись в отделке колоколен, где иногда всё прямоугольное основание верхнего восьмерика и нижний парапет сплошь покрывались ширинками.