Найти тему
Уютный очаг

31 января. Афанасий-ломонос: народные традиции и приметы

В день памяти святого Афанасия Великого не носы ломали, а защищали дома от ведьм и нечисти, завершали свататься, а ещё опасались сильных морозов.

31 января православная церковь чтит святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, а также родителей преподобного Сергия Радонежского – святых схимников Кирилла и Марию. В народе день стал именоваться Афанасьевым скорее всего потому, что буквально накануне праздновалась память близкого друга святителя Афанасия – Антония Великого. В сознании простого люда легко укладывались святцы и жития подвижников церкви, а по ним и дни запоминались легче.

Н. Сверчков. С хворостом, 1870-е годы
Н. Сверчков. С хворостом, 1870-е годы

Из-за частых в эту пору вьюг считалось, что 31 января ведьмы в очередной раз собираются на шабаш, а снежные вихри их хорошо прячут от посторонних глаз. По преданиям, летят ведьмы к Лысой горе «на полдень», а обратно возвращаются «на закат». Излишне развеселившись, колдуньи теряют голову и не то от помешательства, не то чтобы напакостить стараются проникнуть в чужие дома. Как? Через печную трубу да западную изгородь.

А. Бубнов. Иллюстрация к повести "Ночь перед Рождеством", 1956 год
А. Бубнов. Иллюстрация к повести "Ночь перед Рождеством", 1956 год

Защитить жилище мог помочь только опытный знахарь. Собрав из семи печей золу, приходил он по темноте к зовущему. В полночь начинал заговаривать трубу печную, забивая клинья под князёк (верхнее горизонтальное ребро крыши, образованное пересечением двух кровельных скатов) и рассыпая семипечную золу по загнётку (место в печи, куда загребали угли). После же отправляется знахарь за околицу, к западной изгороди, там снова сыплет золу и нашёптывает заветные, одному ему известные слова.

В. Максимов. Крестьянская изба, 1869 год
В. Максимов. Крестьянская изба, 1869 год

Говорят, после этого ведьме ход в дом и двор закрыты. Влетит в заговорённую трубу – тут же выскочит, как ошпаренная. Разозлится, сунется к изгороди да ступит голой ногой на заговорённую золу – не пройдёт, а от злости и боли либо за тридевять земель улетит, либо тут же насмерть разобьётся.

М. Клодт. Колдунья, 1891 год
М. Клодт. Колдунья, 1891 год

Само собой, за добрую работу знахарей щедро одаривали. Однако и их люди опасались. Ведающий магическое слово сегодня поможет, а завтра – навредить захочет. Потому простые мужики и сами пробовали гонять в эту ночь нечисть – кнутами да оглоблями колотили по стенам домов, хлевов и амбаров.

Н. Пимоненко. Засватали, 1896 год
Н. Пимоненко. Засватали, 1896 год

Подходил к концу зимний свадебник. Подмечали – если до Афанасьева дня посвататься не успели, то до Масленицы свадьбу уже не сыграют. Оно и понятно: подготовка требовала средств и времени. А потому семьи, которые сговаривались поженить детей, срок назначали уже после Пасхи.

К. Моне. Мороз, 1875 год
К. Моне. Мороз, 1875 год

Ломоносом же Афанасьев день называли из-за частых морозов, бывающих 31 января: «В Афанасьев день – самый крень, самые морозы»; «Пришел Афанасий-ломонос – береги щеки и нос» «В Афанасьевский мороз и старик в припрыжку идёт», «Афанасий и Кирилло хватают за рыло».

Народные приметы и поверья:

  • Солнце в полдень выглянуло – быть ранней весне.
  • Вьюга да метель на Афанасия предвещали затяжную весну. Однако же это было ещё и доброй приметой – выведется много гусят (снег как летящий белый пух).
  • Афанасьевская оттепель – к ненастному лету и худому урожаю картошки.
  • Вороны стаями кружат и летают – быть морозам.
  • О стуже говорит и чистый закат после морозного дня.
  • 31 января старались не начинать больших и серьезных новых дел (переездов, медицинских процедур). Считалось, ничего хорошего в итоге не выйдет.