30 января 30 лет назад отошёл в вечность протоиерей Владимир Степанов. Он был настоящим исповедником, потому что заявлять открыто о своей вере при Советской власти, а тем более, принимать священный сан, это - подвиг. В разгар Хрущевских гонений на Церковь верующим, особенно священникам, приходилось очень нелегко. Нередко они рисковали жизнью. Этот батюшка знал, на что шёл, как и многие другие. И он достойно пронес свой крест до конца, получив Небесную награду.
Птица - существо, самолёт - вещество
Родился о. Владимир 31 декабря 1937 года. С детства был верующим. Когда пришло время пополнить ряды Советской Армии, на мед комиссии психиатр спросил:" какая разница между птицей и самолётом?". Юноша ответил :" птица - это существо, а самолёт - вещество". После такого "странного" ответа путь в армию был закрыт для него.
В 1959 году Владимир принял священный сан. Супругой его стала юная Рита. Её называли" самой красивой матушкой ".
Вместе, рука об руку, им пришлось вынести тяжёлые испытания.
" Не посажу, но погоняю"
Представитель Костромской власти, где пришлось служить о. Владимиру, открыто заявил :"я тебя, так и быть, не посажу (за решётку), но погонять-погоняю". Гонял усердно, с удовольствием. По месту рождения детей о. Владимира (их восемь) , можно было изучать географию области.
Детей батюшка воспитывал строго, в вере. Они не вступали ни в октябрята, ни в пионеры (за что родителям пришлось выдержать войну с начальством школы). Но на пионерских собраниях они все же обязаны были присутствовать. "Что же делал, Петя, на собрании?" - спрашивали сына. "Помогал соседу салют держать" ( салют - рука, поднятая на уровне лба).
Церковной службы они ни одной не пропускали. Приятели их знали, что в субботу вечером и в воскресенье утром звать их куда - либо бесполезно.
В храме они читали, пели, пономарили. Один из сыновей в детстве держал часослов, читая шестопсалмие, вверх ногами, потому что знал текст наизусть.
До самой поздней юности сыновья должны быть дома ровно в 21 час, потому что семья в это время читает вечернее правило. Потом отец семейства читал жития святых вслух.
Верная помощница
Матушка, которой пришлось особенно тяжело,ведь всем было все равно при переводе, беременная ли она, есть ли жилье на новом месте служения, мужественно переносила все трудности, без ропота.
Бывало, присядет она на кухне за чашкой чая в половине двенадцатого ночи, уложив всех детей, и скажет :"ну вот, теперь можно и для себя пожить". Чувство юмора тоже спасало их тогда.
Уже позже матушка вспоминала, смеясь. Жили на квартире тогда, а дети есть дети. Вернулась с магазина, а один сын носок поджог свой, другой - с лестницы писает. Хозяйка - старая дева стоит и кричит : это что такое?!
Матушка пела на клиросе. Утром до службы надо успеть печку затопить, а то холодно. Прибегает младший сын, на вопрос:" что там папа делает, началась служба?", отвечает :"папа в алтаре просфорки чикает". Ну значит, ещё проскомидия.
Все шестеро сыновей их стали священниками. Старший - архиереем, епископ Архангельский Тихон, к сожалению, уже покинул этот мир. Многие помнят этого доброго, светлого человека.
Конец пути
Последние годы своей жизни отец Владимир служил в храме на Запрудне, там, где явилась чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Проповеди батюшки были просты и понятны всем, имели глубокий смысл.
О. Владимир всегда был требователен к себе и добр, снисходителен к другим. Это был великий молитвенник. В пять утра он уже был перед иконами на коленях. Если просили его причастить на дому больного, он ещё затемно приходил. "Ещё собак не привязали, бабы ещё в рубахах бегают, а он уже пришёл " - вспоминала матушка.
У батюшки обнаружили рак, операция не помогла. Жуткие боли он переносил с удивительным терпением. Ни разу ни поморщился на людях. Однажды матушка зашла в его комнату неожиданно, а он так по кровати и катается от болей. Скончался батюшка на 55 году жизни. Похоронен в ограде храма на Запрудне.
Вся Кострома до сих пор чтит память о. Владимира. Такого светильника забыть невозможно.
Вечная память