На первый взгляд абсолютно простая бытовая сцена. Молодая женщина наливает из кувшина молоко в глиняный горшочек. О чем тут рассказывать? Стоит ли даже рисовать такое? Другие бы на это не обратили бы и внимания. Другие... Но не Ян Вермеер.
Только гений мог создать картину, которая более 360 лет приводит в восторг всех, кто на неё внимательно смотрит.
Перед нами молодая женщина в белом чепце. Падающий от окна свет слева направо освещает лицо горничной, показывая его простые, немного расплывшиеся черты, как свидетельство ее низкого статуса.
И это так. Ведь само название картины указывает на положение женщины. Она молочница. Во времена Вермеера обязанности молочницы были ограничены сферой внутри дома. Она должна была заботиться о молочных продуктах в общем, об их хранении, приготовлении творога, масла, сыра, очистке молочной посуды, приготовлении цедильного холста, содержании в чистоте кладовых, защите продуктов от насекомых (с помощью воскурений мирты, ладана, зверобоя). Производство молока играло существенную роль в экономике страны, и к этому продукту относились с почти религиозным поклонением.
Женщина привыкла к труду. Стоит обратить внимание на её руки.
Трудовые сильные руки с коротко подстриженными ногтями. Но как же нежно они держат кувшин с молоком и бережно наливает молоко, стараясь не пролить ни капли. Такая осторожность указывает на то, что молочнице нужно налить в тару точное количество молока. И это указывает на то, что она придерживается какого-то ведомого ей рецепта.
На столе перед женщиной стоит корзинка с хлебом, а рядом уже наломанный на кусочки хлеб.
Не хлебный ли пудинг готовит женщина? Ведь для правильного приготовления необходимо точно выдерживать пропорции продуктов.
Вермеер с большой любовью изобразил женщину. Чего только стоит использование в изображении её одежды большого количества краски синего цвета. Для этого Вермеер использовал самый ценный в его время пигмент — ультрамарин. И он его потратил не только на передник молочницы, но и на скатерть и стоящий на столе кувшинчик.
Когда говорят о картинах Вермеера, всегда упоминают, что мастер не только портретов, но и мелких деталей, что он изображает на полотнах. Давайте посмотрим на них и узнаем, что они говорят о жизни во времена художника.
На заднем плане в углу рядом с окном можно увидеть два предмета, висящих на гвоздике.
Один из них - это плетеная корзина, с которой, скорее всего, ходили за покупками. С какой тщательной проработкой выписано переплетение. Видно, что она уже не новая Художник показал на ней потертости от длительного пользования.
Рядом с ней блестящее медное ведерко необычной формы. Предмет, видимо, дорогой, за котором хорошо ухаживают. Вон как хорошо начищена. Прямо сверкает.
В том же углу над корзиной висит нечто в рамке.
Это какая-то картина, которую разглядеть невозможно. Можно было бы предположить, что это зеркало. Но слишком высоко оно висит.
А вот за окном в этом помещении ухаживают не очень хорошо.
Оно, если приглядеться, даже разбито в одном месте. А еще в другом месте стекло уже готово выпасть.
Ракурс, с которого написана картина, не дает возможности выглянуть в окно. Поэтому и не скажешь сразу в какое время года происходит событие, изображенное на картине.
А рассмотрев картину в целом, можно с уверенностью заявить, что все происходит в холодное время года. Возможно даже зимой.
На этот предмет сразу и не обращаешь внимания. Он стоит внизу картины и не бросается в глаза
Какой-то деревянный ящик с дырявой крышкой. И это грелка для ног, абсолютно необходимый предмет для холодного времени года. Внутри ящичка горшок. В него насыпали горячие угли и тепло через дырки вверху обогревало ноги.
Вроде бы все крупные предметы на картине мы рассмотрели. Но Ян Вермеер - мастер деталей. И без них не обошлось на этой картине.
Если посмотреть на полотно, то видно, что молочница изображена на фоне белой стены. Белой да не совсем белой. На ней можно рассмотреть и гвоздики, и следы от этих гвоздиков.
Потрясающие детали шедевральной картины!
А чего только стоит совсем уже неприметная деталь - плитка в самом низу картины, спрятанная за грелкой для ног.
Низ стены обшит делфтской плиткой. Это как подпись художника. Ведь именно в Делфте жил и работал Вермеер. Эти мелкие детали прописаны с такой тщательностью, что можно рассмотреть рисунки на них.
Вот вам и банальная бытовая картинка. А ведь как много она рассказала.