Найти тему

А еще был случай… Как я учился зарабатывать деньги!

Советские деньги. Фото из интернета.
Советские деньги. Фото из интернета.

В жизни многое происходит по воле случая… Но вряд ли именно он определяет судьбу человека. На мой взгляд, решающее значение в жизни имеют задатки и способности человека, умение их вовремя распознать, развить, отточить. А еще, конечно, труд, труд и, еще раз, труд. И только потом оказаться «случайно» в нужное время в нужном месте.

Как я обнаружил у себя предпринимательскую жилку? Что, в конечном итоге, способствовало становлению меня как крупного бизнесмена? Об этом очередной мой «виталик»!

Не каждая кухарка может стать предпринимателем.

В наши дни многие известные бизнесмены предают гласности свои «истории» на тему: «Как я стал предпринимателем?». Не скрою, большинство этих откровений вызывают, мягко говоря, недоверие и улыбку. Одни начинали накопление первоначального капитала с перепродажи судьбоносного ящика пива. Другие разбогатели на спекуляциях жвачкой и сникерсами в школе. Третьих вдруг заприметили крупные инвесторы и доверили им свои капиталы. Ну прям «мальчики с гитарой», этакие «биланы», мимо которых ночью случайно проезжали «айзеншписы». В общем, чушь несусветная! Как говорится, версии для печати, ничего общего не имеющие с реальной действительностью. Жизнь была гораздо более жестокой штукой, первоначальное накопление капитала зачастую соседствовало с криминалом, смертельной конкуренцией и борьбой за сферы влияния. Поэтому профессия бизнесмена требовала немалого мужества и смелости.

Ученые не без основания полагают, что настоящих предпринимателей в обществе может быть не более 10% от всего трудоспособного населения. Это такая же специфическая профессия, требующая особенных наклонностей, способностей и знаний.

"Челночницы" лихих 90-х. Фото из интернета.
"Челночницы" лихих 90-х. Фото из интернета.

Я с горечью вспоминаю лихие 90-е. Тогда в одночасье все стали «предпринимателями». Научные сотрудники, преподаватели, инженеры, журналисты, да практически все трудоспособные в России граждане постоянно что-то друг другу пытались продать. Анекдот того времени очень точно отразил ситуацию. «Встречает такой «предприниматель» своего коллегу и говорит: «Могу предложить вагон сахара!». «Почем?», – спрашивает собеседник. «Миллион!», - озвучивает цену первый. «Отлично! По рукам!», - соглашается покупатель. А дальше один пошел искать вагон сахара, другой – миллион».

И смешно, и грустно. Конечно, не от хорошей жизни все вдруг стали «бизнесменами»! Некоторым это помогло выжить в лихолетье. Но сколько же судеб человеческих тогда просто было искалечено, сколько жизненных трагедий, разочарований пережили простые люди, сколько горя принес этот так называемый "бизнес".

Очень быстро это поветрие сошло на нет, многие поняли, что бизнесом надо заниматься всерьез и надолго.

Пятнадцатилетний учитель, или как я заработал свои первые деньги!

Первые деньги я заработал еще в школе. Я учился в девятом классе. В начале четвертой четверти меня в свой кабинет пригласила директор школы Кима Александровна Абрамян. «Сможешь заменить учителя физики в седьмых классах?», - без предисловий спросила она. К тому времени я уже был победителем городских олимпиад, круглым отличником и секретарем комсомольской организации школы. Не долго думая, я согласился. И вот мои одноклассники шли на очередной урок, а я направлялся в учительскую за журналом, потом в лабораторию за приборами для демонстрации опытов и далее - в один из четырех седьмых классов вести занятие.

Ну не чудо ли?

Все было по - настоящему, по - взрослому – домашние задания, контрольные, двойки, заискивающие глаза некоторых родителей, итоговые оценки за четверть и весь год. Мне нравилось и у меня получалось. О зарплате тогда никто не говорил. А первого сентября уже в десятом классе меня опять вызвала директор школы и вручила конверт. В нем оказалось 36 рублей за преподавание. Неожиданный и приятный сюрприз перед 16-тилетием, которое я собирался отмечать через три дня.

Девятиклассник Виталий Федоренков  демонстрирует опыты на школьном химическом вечере. Фото из семейного архива.
Девятиклассник Виталий Федоренков демонстрирует опыты на школьном химическом вечере. Фото из семейного архива.

Первые мои деньги были вполне легальными, но к этому времени у меня уже был опыт зарабатывания денег и другим способом.

После окончания девятого класса я гостил несколько дней у родственников в Москве. В одной из аптек на Кутузовском проспекте я увидел в продаже импортные оправы очков. Тогда приличные оправы были в страшном дефиците. У меня были родительские деньги, и я тут же купил 5 штук по цене около 5 рублей за каждую. Одну оправу я оставил себе и сделал позже модные очки. В родном Энгельсе на «барахолке» при физической и моральной поддержке старшего брата Володи я довольно быстро реализовал 4 оправы по цене 20-25 рублей за штуку. Таким образом, «навар» составил примерно 70 рублей! Огромные деньги, месячная зарплаты уборщицы!

Конечно, это была чистая спекуляция и по советским законом за нее полагалось уголовное наказание. Но мне повезло, я не попался, зато понял, что деньги можно зарабатывать разными способами. Тем более, то, что называлось спекуляцией уже скоро стало просто коммерцией, вполне себе легальным видом бизнеса.

(Продолжение следует)