Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я предлагаю вам вспомнить уникальную девочку, пришедшую в этот мир ровно 70 лет назад и за 17 отпущенных ей земных лет успевшая оставить яркий след не только в отечественном, но и в мировом искусстве.
Надя Рушева (1952 – 1969)
Будущая художница родилась в столице Монголии Улан-Баторе, где в то время работали её родители. Нужно сказать, что семья была творческой. Отец Николай Константинович Рушев был театральным художником – постановщиком. Мама Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева балерина. Знакомство родителей Найдан (настоящее имя художницы) произошло в Тувинском музыкально-драматическом театре, где они вместе служили. В 1950 году их командировали в дружественную Монголию, где Наталья стала работать педагогом-балетмейстером, а Николай театральным художником.
Вскоре после рождения дочери семья вернулась в Москву, откуда был родом отец.
Когда Наде было пять лет родители начали обращать внимание, что она рисует практически без перерыва, с утра до вечера. При этом отец, который как уже было сказано, являлся профессиональным художником, никогда не учил ее никаким приемам, не объяснял, как держать карандаш, пользоваться красками и т.д. Она до всего доходила сама.
Когда Наде было 7 лет, и она училась в первом классе, произошел такой случай.
Папа решил почитать дочке «Сказку о царе Салтане» Пушкина. Надя взяла блокнот, карандаш и пока папа громко, по театральному, с выражением читал, все время, что то рисовала. Когда сказка закончилась, закончился и блокнот. В нем было 36 иллюстраций к только что услышанной сказке.
И это не были детские рисунки. Персонажи были вполне узнаваемы, в них чувствовался характер героев, фигуры не были статичными. Сейчас эти рисунки хранятся в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.
Рисование стало для Нади жизненной потребностью. Каждый вечер она садилась к столу брала альбом и рисовала, выплескивая на бумагу впечатления прожитого дня.
У Нади была необыкновенная способность. Она никогда не делала никаких набросков, эскизов и даже не пользовалась ластиком. Каждый штрих ложился именно туда, куда было нужно. Когда её спрашивали, как ей это удается, она говорила:
Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести».
В 1962 году Надя начала заниматься в только что открывшемся Дворце Пионеров на Ленинских горах у педагога Людмилы Александровны Магницкой, которая сразу поняла, с каким уникальным дарованием ей пришлось столкнуться. Она познакомила Надю со скульптором-анималистом академиком Василием Алексеевичем Ватагиным.
Просмотрев рисунки девочки, Василий Алексеевич подарил ей свою книгу «Записки анималиста» с надписью:
«Милая Надя! Жду, желаю и верю в твои большие успехи. Твой дедушка В. Ватагин. 9 марта 1963 года»,
Её родителям он посоветовал:
«Не будем мешать её саморазвитию, оно и так бурлит. Не надо её учить – надо лишь воспитывать. Пусть по прежнему ходит в обычную школу, а через год другой вернемся к этому разговору».
В 1963 году, когда девочке было всего 11 лет её рисунки были опубликованы в газете «Пионерская правда». Тогда же произошло её знакомство со знаменитым итальянским сказочником состоялась встреча Нади с известным итальянским детским писателем Джанни Родари. Пришедший в восторг писатель организовал отправку работ московской школьницы в Италию, где они были выставлены в галерее города Генуи, а затем отправились за океан в США.
В 1964 году рисунки Нади Рушевой публикует популярнейший журнал «Юность». Рисунки сопровождаются большой статьёй, о необычайно одарённой девочке, а в актовом зале редакции проходит выставка Надиных работ. Осенью того же года более 80 работ выставляют в главном здании МГУ.
При жизни юной художницы прошло 15 её персональных выставок, в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
С каждым годом её работы становились все серьёзнее. Она создает большие циклы иллюстраций к «Войне и миру»
«Маленькому принцу»
«Мифам Древней Греции», произведениям Байрона и других западных классиков. Отдельное место в творчестве Нади Рушевой занимает цикл «Пушкиниана», где собраны не только иллюстрации к произведениям великого поэта, но и много рисовала его самого и Натали Гончарову.
В 1966 году произошло огромное событие в культурной жизни нашей страны. В журнале «Москва» впервые публикуют роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Надя Рушева, которой в это время было всего 14 лет, создаёт цикл иллюстраций к бессмертному произведению который специалисты и сегодня считают лучшими из всех созданных за более чем 50 лет прошедших со дня первой публикации романа. К сожалению это был последний цикл её работ.
28 февраля 1969 года Надя Рушева и вместе с отцом отправились в Ленинград, где она принимала участие в съемках документального фильма «Моя Пушкиниана». На следующий день после возвращения домой, она встала, с аппетитом позавтракала, и начала собираться в школу. Отец, находившийся в другой комнате, вдруг услышал вскрик и звук падения тела в прихожей. из прихожей. Кинувшись к дочери, Николай Константинович увидел, что девочка лежит на полу без сознания. Приехавшая скорая помощь забрала Надю в больницу, где та скончалась через несколько часов. Причиной трагедии стала врожденная аневризма сосуда головного мозга, внезапный разрыв которой, привел к кровоизлиянию.
Юная художница похоронена на Покровском кладбище находящемся неподалёку от парка Царицыно.
На памятнике изображён «Маленький кентаврик», которого Надя нарисовала для цикла « «Мифы древней Греции».
В 1975 году рядом с дочерью был похоронен отец Николай Константинович, в 2015 мама Наталья Дойдаловна.
После смерти юной художницы осталось около 12 тыс. рисунков.
Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городском музее Сарова Нижегородской области и Государственном музее А. С. Пушкина в Москве.
Так же работает музей Нади Рушевой в Московской школе № 470, где она училась и которая сегодня носит ее имя. После смерти Надежды Рушевой прошло более 160 её выставок Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
В начале статьи я писал, что имя, которое родители дали при рождении Найдан. По монгольски оно означает Вечно живущая. Может быть в этом и был смысл её такой короткой но такой яркой жизни? Девочка прожившая всего 17 лет будет вечно жить в своих работах.
Так же читайте на нашем канале