Найти в Дзене
Истории от историка

Почём художественное слово?

В книге А. И. Рейтблата (От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы.— М.: НЛО, 2009. С. 94) приводится любопытная таблица писательских гонораров в дореволюционной России. Сумма указана в рублях за так называемый печатный лист. Сейчас это — 40 000 знаков вместе с пробелами (около 20 машинописных страниц), раньше, кажется, он был чуть поменьше — ок. 30 000 знаков. В общем, размер «среднего» рассказа — не короткого и не длинного.

Абсолютные лидеры второй половины XIX в., как и ожидалось, — Л. Толстой, Тургенев, Достоевский, Лесков (как видим, рынок оценивал качество литературы достаточно справедливо, с небольшой поправкой на моду).

Видно также, что писатели «второго и третьего ряда», в общем, тоже не бедствовали. Для сравнения: в 1896 г. среднегодовая зарплата рабочих механических и машиностроительных заводов Петербургской губернии составляла 362 руб., равняясь жалованью командира роты (366 руб.) и превосходя жалованье младшего офицера-подпоручика (294 руб.). http://www.adjudant.ru/officer/05.htm

То есть, потратив месяц на написание одного-двух рассказов, можно было получить годовой оклад младшего офицера или рабочего. А «толстый» роман приносил уже значительные по тем временам деньги. Известно, что Гаршин под конец жизни думал писать исторический роман о Петре I, а на гонорар купить себе дом.

Жаль только, что в таблице не указан источник столь подробных сведений. Непонятно отсутствие в списке 1850-1860-х гг. А. Дружинина, который был никак не менее популярен, чем Писемский с Григоровичем. Для проверки привожу несколько цитат, характеризующих положение ведущих русских писателей в начале ХХ в.

Начнем с Чехова. Посылая свое первое «серьёзное» произведение — повесть «Степь» — в редакцию «Северного вестника», Антон Павлович затребовал 200 руб. за лист и получил ответ одного из создателей журнала Плещеева:

«Редакция вся к Вам относится наилучшим образом и просит Вас без церемоний заявлять Ваше желание насчет гонорара… Если эта цена [запрошенные Чеховым 200 рублей] кажется Вам недостаточной, просите прямо, что Вы желаете. Я уверен, что Вы в самом скором времени будете получать по 300 р. и что в будущем этим не ограничится».

И точно, в 1899 г. М. Горький пишет Е. Пешковой о Чехове:

«Неделя» платит ему 500, а Маркс (издатель А. Маркс) за каждый напечатанный лист дает еще 200. Так не платили даже Толстому (явное расхождение с данными таблицы). Но Чехов стоит и большего».

И опять — исключительно верное предвидение. В январе 1904 года газета «Новости дня» сообщала: «Книгоиздательство „Знание“ предложило А. П. Чехову за напечатание „Вишневого сада“ 5 000 рублей — по 1 ½ тысячи рублей за лист. Гонорар — небывалый в России». Опять расхождение с таблицей.

Следует добавить, что сам Горький был одним из заправил книгоиздательства «Знание» и в качестве такового самому себе платил 1000-1200 руб. за лист. Впрочем, и других писателей не обижал, хотя никогда не возвышал их гонорары до своих.

Ив. Бунин свидетельствует:

«Знание» сильно повысило писательские гонорары. Мы получали в «Сборниках Знания» кто по 300, кто по 400, а кто и по 500 рублей с листа, он (Горький) — 1000 рублей: большие деньги он всегда любил».

Встречал еще такие данные, что после Горького писательский ранжир выглядел следующим образом:

Леонид Андреев — 800-1000 руб.

Куприн — 600-800 руб.

Бунин — 400-600 руб.

Однако подтвердить ссылками не могу.

В целом можно сказать только одно: сказочная эпоха, когда издатели и редакторы готовы были платить наивысшие гонорары не за развлекательную литературу!

Мои книги

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

Звякнуть копеечкой в знак одобрения и поддержки можно через

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

ЮMoney (Яндекс) 41001947922532

PayPal s.tsvetkov.history@gmail.com

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи(описание и заказ)

-2