Если вы, как и автор этих строк, выросли на гонконгских боевиках 1980-90-х, то вы сразу узнаете описываемую сцену. Классическую для такого рода фильмов, если их действие относится к концу 19-го, началу 20-го века. Перед нами двор школы у-шу, китайцы в одинаковой одежде стройными рядами отрабатывают какой-нибудь блок или удар. И вдруг к воротам школы подбегают ученики конкурирующего мастера и после нескольких оскорбительных выкриков начинается массовая потасовка.
Большинство зрителей воспринимали и воспринимают подобные картины из китайских фильмов некритично. В духе "таковы их нравы". Ищущие объяснений находят их в немудреном "мое кунг-фу лучше": очевидно же, что адепты одного стиля горели желанием массово демонстрировать свое превосходство над другим. Самые дотошные додумываются до коммерческой конкуренции: такое большое количество тренирующихся должно было приносить неплохую финансовую пользу учителям. А в таком случае было бы вполне логично разгромить чужую школу, чтобы увеличить денежные поступления в свою. При этом, как само собой разумеющееся, игнорируются рассказы о том, что у-шу это искусство самообороны, оздоровления и гармонии с собой, а вовсе не способ мордобоя, тем более в предпринимательских целях.
Интересно, что, показывая нам такие сцены, авторы китайского кино конца прошлого века, не слишком грешили против истины. Явление действительно было массовым. Но нам никогда не объясняется настоящая подоплека событий.
Дело в том, что рубеж двух последних веков в Китае - это период так называемых боксерских восстаний. Собственно, их проявления нам и показывают. В глобальном плане боксерские восстания были реакцией на доминирование европейцев в торговле опием на китайской земле. В первую очередь, это касалось англичан, которые целенаправленно завозили в Китай опьяняющее зелье из Индии и других стран Южной Азии, чтобы продавать через систему опиекурилен и выводить прибыль в метрополию.
Само по себе курение опиатов отсутствовало в китайской культуре и было целенаправленно привито целой стране европейцами с целью получения прибыли. Правящие круги Поднебесной изначально были против этой затеи, но противопоставить военной силе Европы ничего не могли и подчинились чужой воле. Однако к концу 19 века им стало очевидно, что массовое распространение пагубной привычки буквально убивает нацию. Причем, обогащая агрессивных иноземных варваров, увеличивая их и без того огромную экономическую и военную мощь. Не имея возможности прямо и открыто выступить против колонизаторов, они стали исподволь поощрять антиколониальные настроения вплоть до погромов, разбоя и восстаний против европейцев. Европейцы же военной силой могли успешно подавлять только крупные выступления, а против мелких и непредсказуемых нападений в партизанском духе противопоставить им было нечего. Сложилась сложная и противоречивая картина, когда Британцы при поддержке других европейских стран удерживали общую власть над огромной страной, но постепенно теряли влияние и авторитет на низовом уровне. И, что особенно важно, теряли контроль над низовыми потоками того самого вещества - опия - на которое когда-то сделали коммерческую ставку.
"Большие дома" (влиятельные семейные кланы) китайских уездов очень быстро поняли, что при поощрении родной китайской власти они могут успешно отщипывать от европейских опийных прибылей все более и более крупные кусочки. Для этого было необходимо удерживать под своим влиянием две вещи: мелкооптовые поставки опия и розничную сеть распространения - курильни. Тех же англичан, в принципе, устраивало, что они продают китайским контрпартнерам лишь крупные партии, делясь с ними частью последующей прибыли от розничного сбыта. Но заниматься распределением ролей - какой местный клан какие именно курильни будет контролировать - у англичан желания не возникало. Ведь не приставишь к каждой курильне роту солдат. Это было отдано на откуп китайской администрации, а ту устраивало банальное получение взяток от тех, кто на данный момент занимается этим бизнесом на вверенной им территории. Смена крышующих никак не сказывалась на поступлении взяток, а следовательно лезть в разборки больших домов не было никакой необходимости.
Зато конкуренция между большими домами за кусок опийного пирога была жесточайшей. И так как огнестрельное оружие массово в Китае не производилось, а импортное было слишком дорого, ставка делалась на частные армии кулачных бойцов. Которых и готовили те самые школы у-шу, так живописно изображенные в многочисленных фильмах сто лет спустя. По сути, все эти великие мастера, содержавшие большие школы, занимались подготовкой криминальной "пехоты" для своих уездных покровителей-наркоторговцев. Роль же подготовленных бойцов заключалась в охране доставляемых партий опия, крышевании курилен и, при необходимости, в подавлении конкурентов - если те вдруг решат влезть на чужую территорию или перехватить груз.
Естественно, ни о каком глубоком изучении техники и философии у-шу в таких условиях не могло быть и речи. Бойцов натаскивали на самые простые и эффективные действия в рукопашном бою с применением холодного оружия и подручных средств. А также внушали мысль об особых качествах их подготовки, которая позволит им побеждать всех, даже людей с европейским огнестрельным оружием. Срок обучения, как правило, составлял от нескольких месяцев до года, редко больше. На выходе получалась масса тупых самоуверенных бойцов, готовых кинуться с ножом, дубинкой или голыми кулаками на кого угодно - тем более, что драться это была их оплачиваемая работа.
Массовые драки разных школ у-шу действительно имели место в период боксерских восстаний - об этом есть многочисленные свидетельства очевидцев и участников событий. За ними стояла конкуренция протомафиозных структур из-за контроля над рынком опия. Но так как такое объяснение сегодня было бы сочтено непристойным и создало бы для китайских единоборств невыгодные ассоциации - создатели фильмов сводили показываемые массовые конфликты к идейным соображениям. Ага, то самое "чье кунг-фу лучше". Хотя это объяснение не соответствует тому, что сами же авторы гонконгских боевиков показывали на экране.
К примеру, в знаменитых фильмах золотого периода Джеки Чана "Проект А" и "Проект Б" действует крупная банда пиратов, с которыми борется подконтрольное англичанам правительство. Все пираты поголовно демонстрируют уверенное владение приемами у-шу. Но при этом в фильмах не встает вопрос, а где собственно отбросы общества этому научились? Потому что отвечая на этот вопрос, пришлось бы признать, что обучение низового криминалитета происходило вполне организованно, с дозволения властей, в тех самых школах у-шу, которыми сейчас принято благоговейно восхищаться.