„Невелика честь быть императором.“
Вольфганг Амадей Моцарт
Источник: https://ru.citaty.net/avtory/volfgang-amadei-motsart/
Что было раньше: Прав ли был Пушкин в "Моцарте и Сальери"? Немного фактов
Смерть Моцарта объясняется разными причинами. Одна из версий — месть масонов за то, что Моцарт, якобы, выдал секреты их тайных учений в своей последней опере "Волшебная флейта". Так ли это?
Почему Моцарт, а не либреттист Шикандер? Кто-то объясняет это личной враждой между Моцартом и Сальери. Но в этой истории есть еще два действующих лица. Первое: Франц Ксавер Зюсмайер, ученик и Моцарта, и Сальери. Именно он был рядом с Моцартом в последние два года его жизни. Он же закончил "Реквием" по записям Моцарта.
Второй персонаж - заказчик «Реквиема», граф Вальзегг цу Штуппах.
Верна ли версия убийства по приговору тайного масонского суда? Строго говоря, по версии В.Риттера в книге "Так был ли он убит?":
«… братья по ложе скорее должны быть благодарны Моцарту хотя бы за то, что их гений и, если можно так выразиться, "фирменный знак", донес до широкой публики "идеалы человеческого братства".
И в самом деле. По свидетельству Грубера и Шенка, "братья по ложе постоянно поддерживали Моцарта в его искусстве", его музыка звучала на "траурным заседании ложи" в апреле 1792 года. Автор убежден в том, что у них не было мотива для устранения гения.
Ученик Зюсмайер не был членом масонской ложи, но был наилучшим образом информирован об опере "Волшебная флейта", и не отличаясь самостоятельностью композиторского почерка, хорошо усвоил манеру письма мастера. Что и позволило ему в кратчайший срок закончить "Реквием". Он знал и содержание, и значение, и замыслы своего маэстро. И он сообщал о них Сальери. Сразу же после смерти Моцарта Шикандер, видя, насколько хорошо Зюсмайер владеет почерком гениального композитора, сделал ему либретто и заказал оперу "Зеркало Аркадии". Сюжет в общих чертах схож с содержанием "Волшебной флейты", а образы главного героя и его жены поразительно напоминают Папагено и Папагену из той же "Волшебной флейты". И именно эта опера сыграла решающую роль в назначении Зюсмайера на должность придворного капельмейстера. Шикандер, известный в Вене либретист и автор либретто Волшебной флейты Моцарта, сделал ему протекцию.
Кстати говоря, Шикандер был изгнан из "регенсбургской ложи "cum infamia"(с позором) еще в 1786 году, то есть, в 1791 году не был масоном.
Итак, Моцарт был достаточно близок с обоими и работал напряженно, как писали, "с огромным воодушевлением", еще в 1790 году - Времени постановки "Волшебной флейты" в Вене.
3-го июля 1790 года Моцарт пишет в письме Шикандеру: "Прошу тебя, скажи Зюсмайеру, этому простофиле, пусть он вышлет мне мою часть с первого акта, с интродукции до финала, чтобы мне начать инструментовку".
Триумф был подлинным! Хотя нашлось достаточное число высокопоставленных лиц, разглядевших в "Волшебной флейте" "революционное, безусловно опасное выступление" (Фельзенштейн). Премьера оперы создала у публики впечатление чего-то истинно неповторимого, единственного в своем роде! Это была подлинно "народная сказочная опера" на немецком языке (!), необходимость в которой уже долго зрела в сознании людей. Она была у всех на устах, о чем есть многочисленные письменные свидетельства. И именно это сделало Моцарта и серьезным соперником не только Сальери, но и всему засилию итальянской оперы в Вене. Последний какое-то время считал себя неуязвимым: ни "Фигаро", ни "Дон Жуан" не пошли в Вене - казались странными, слишком новаторскими и дерзкими. В придворных, а уж тем более, в католических кругах Моцарт потерял свою популярность. Но "Волшебная флейте" изменила все!
Как справедливо пишет В. Риттер, "Сальери испугался, что "выход на арену такого единственного в своем роде гения, как Моцарт, отодвинет его в тень, и поэтому он всячески препятствовал продвижению молодого художника".
А Зюсмайер, при поддержке Сальери, готовился к собственной карьере, и на его путь встал, фактически, только Моцарт, его наставник. С Сальери же он всегда поддерживал дружеские отношения.
Масонство в Вене в 1790 году переживает явный упадок, и как пишут, "находится в стадии развала". В разгаре революция во Франции с ее ужасами массового гильотинирования не только аристократии, но и "вчерашних героев революции". До казни Марии Антуанетты, низложенной королевы Франции и дочери австрийской императрицы Марии Терезии остается три года. Сама Мария Терезия не видит в масонстве ничего, кроме "оскорбляющей чувства эрзац-религии". При загадочных обстоятельствах, не достигнув еще и 50-летия, умирает гроссмейстер венской масонской ложи Игнац фон Борн, "по натуре боец, боролся с монахами и монастырями как заклятыми врагами всех устремлений подлинной человеческой любви". Венские "князья церкви", к которым принадлежит и известный нам по началу жизненного пути Моцарта архиепископ Зальцбургский Иероним фон Коллоредо, образуют некий вид "католической мафии". В эти круги вхож и ортодоксально верующий Сальери, который относился "к этим "деспотам и интриганам" с неизменным раболепием, подчеркивая при этом свой католический фанатизм".
На таком фоне постановка "Волшебной флейты и ее содержание воспринимаются как прославление масонства (Неттль). Одним из первых это увидел Леопольд фон Зоннляйтнер, а спустя два года об этом будет заявлено официально.
А что же власть? Новый император Йозеф II, пришедший на смену такому либеральному Леопольду (!), был, как и Коллоредо, "склонен к бесчувственности и жестокому автократизму". Коллоредо к тому же, "был человеком неблагодарным и при удобном случае любому давал понять, кто князь, а кто грязь" (Браунберенс). Острый язык Моцарта "был известен многим"(Эйнштейн), и кое-кто полагал, "будто Моцарт был "социально прогрессивным человеком, бросившим перчатку аристократии" (С.Кернер). Моцарт не всегда демонстрировал коллегам добрые чувства, непримиримо относился к посредственности, что само по себе принесло ему много врагов. Взлет его начался именно в 1891 году, тогда же и создался предположительный заговор. Сальери, однако называют характером "неопределенным в своих намерениях" и сомневаются в его способности к решительным действиям. Ортодоксальный католик и предусмотрительный тактик, он ненавидел неверующего и беззаботного гения, но не мог или не хотел устранять его сам. Однако перепоручить это дело другому было вполне в духе Сальери. "Честолюбивый психопат" Зюсмайер для этого подходил как нельзя лучше. Это мнение Риттера.
Итак, масоны не при чем? Скорее всего, да. И тогда под подозрением остаются другие участники драмы, и в первую очередь, Зюсмайер.
Продолжение следует...
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории. Комментируйте и не забудьте поставить лайк, если понравилось.
Популярные и интересные публикации на канале:
- "Ночь светла" Старинный русский романс. Исполнители: Александр Сукоркин и Лариса Харитонова
Откуда произошло имя Лариса? Что общего с пеласгами
Подписывайтесь на канал. В нем есть и жизнь, и философия, и даже юмор с самоиронией.
Интересные истории про музыкантов - мужественных людей, силой воли преодолевающих смертельные болезни и делающих увечья путем к совершенству.
Про забавного котика, вообразившего, что может осчастливить целый мир. Получится или не получится?
Серия про живопись автора и живопись вообще
И много хорошей музыки в авторском исполнении. Мир русского романса раскроется перед вами благодаря уникальному голосу Саши Сукоркина. Сейчас как раз записываем новый репертуар. Поддержите молодой канал!! Комментируйте, высказывайте, ругайте, если надо. Не оставайтесь равнодушными)) Не стесняйтесь отзываться на видео.