Каждому из нас знакомо то жуткое чувство мандража перед экзаменом, будь то в школе, колледже или институте. А если сюда еще добавить скользкий руль, сцепление, коробку передач и строго пассажира в форме ГИБДД? Согласитесь, то еще испытание для нервной системы. Ну а как иначе, ведь на кону может оказаться человеческая жизнь?
Да, процесс получения водительского удостоверения совсем нельзя назвать легким: кандидат должен собрать необходимые справки, обойти многих врачей, отучиться в автошколе, попрактиковаться за рулем реального автомобиля и только потом получить доступ к самой сложной части – экзамену в ГИБДД, и то, не все сдают его с первого раза!
История водительского удостоверения
Забавно, но первые права, выданные в августе 1893 года в Париже, были лишь «справкой о способности управлять транспортным средством с механическим мотором». Никакой речи о проверке знаний безопасности дорожного движения. Водителю нужно было лишь продемонстрировать умение управлять машиной.
Неудивительно, что первая официальная авария со смертельным исходом была зафиксирована спустя три года, хоть и в Лондоне. Причем водитель двигался со скоростью 13 км/ч. Конечно, подобные истории в будущем подтолкнули власть к более строгому подходу к вопросу об эксплуатации автомобиля. Например, в России в 1900 году, чтобы получить «карточку с фотографией и сведениями о владельце транспортного средства», нужно было уже сдавать экзамен. А спустя немного лет была открыта первая Императорская Автошкола Шоферов.
Кандидаты тех лет были более подкованы в вопросах ориентировки на местности, починке транспорта и обороне в случае нападения на экипаж, нежели чем в наличии знаний правил движения. Почему? Да просто автомобилей и дорог было так мало, что ПДД как таковых просто еще не существовало.
Это уже потом, на первой международной конвенции 1909 года в Париже, был подписан документ, устанавливающий требования как к машинам, так и к шоферам. Были обозначены виды звуковых сигналов, тормозных систем, структуры управления и даже номерные знаки. А к водителям ввели ограничения по возрасту и добавили квалификации. Кстати, дореволюционные права действовали в СССР до 1923 года, а обновленные права, хоть и показывали категории водителей, действительны были лишь в одном регионе. То есть водитель московского грузовика не мог сесть за руль в Курске.
Но чем больше автомобилей, дорог и пешеходов, тем больше правил, запретов и исключений.
Начиная с 1936 года, для подготовки водителей требовалось минимум 576 часов, 30 из которых занимала практика. И лишь спустя 20 лет Госавтоинспекция получила право изымать права за нарушения. И это уже потом будут заключены Женевская и Венская конвенции с международными требованиями по правам. Присоединившись в 1968 году, СССР получило право на водительское удостоверение международного образца. А уже чуть позже, в 70-х, весь транспорт разделили на категории А, В, С, D и Е.
Современные права в виде пластиковой карты в России выдают с 1999 года, но лишь с 2014-го там начали обозначать 16 категорий и подкатегорий, что соответствует международным требованиям. Так сколько сил и труда придется отдать за эту заветную корочку?
Как обстоит ситуация сегодня
Конечно, основные требования для получения водительских прав не изменились. Кандидат должен записаться и пройти обучение в автошколе только после того, как ему исполнится 16. Экзамены в ГИБДД можно сдать и после полных 17-ти лет. Но сесть за руль можно только лишь с 18 лет. Учеба должна длиться не менее 190 часов (категория В), 56 из которых уделяется практике. В общем, при посещении школы два раза в неделю, обучиться вождению можно примерно за полгода. Затем два внутренних экзамена: теория ПДД и вождение.
Получив заветный документ о прохождении учебы в автошколе, пройдя медкомиссии, наш кандидат может смело направляться в ГИБДД. Так в чем же сложность? А все дело в том, что в 2021 году изменилась процедура проведения практического экзамена. Вместо двух этапов «площадки» и «города» упростили до одного звена – сотрудник ГИБДД теперь проверяет навыки вождения прям на дороге общего пользования. Казалось бы, это должно сократить затраченное время и ускорить процесс получения ВУ, но тут и начинаются трудности.
Многие автошколы не учили быстро и правильно реагировать на реальную дорожную обстановку, «натаскивая» учеников двигаться по заранее известным экзаменационным маршрутам. Из-за чего статистика аварий среди водителей со стажем до 2-х лет была угрожающе высока. И надо было как-то решать эту проблему.
Теперь, кандидат в полноправные водители должен суметь продемонстрировать навыки уверенного и безаварийного участника дорожного движения. И во время экзамена не растеряться, а двигаться согласно ПДД по команде инспектора. Теперь не нужно ездить «змейкой» или поворачивать на 90 градусов. На счету движение в потоке, развороты на светофорах, проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков, переходов, парковок… В общем, настоящее будничное передвижение.
Как вы считаете, такое нововведение упрощает экзамен?