Фильм "End of the Spear" по-русски назван "Последнее копье", хотя встречается вариант "Острие копья". Возможно, было бы точнее назвать его "Конец копья" - буквальным переводом оригинального названия. Потому что речь в ленте идет о событиях, которые положили конец вековой братоубийственной войне народа ваорани в джунглях Эквадора. А копье - это главное оружие индейцев ваорани, символ их мужественности и войны как таковой.
Среди прочих фильмов, эксплуатирующих индейскую тематику, этот стоит наособицу. Во-первых, он посвящен весьма редкому в современном мире (речь идет о событиях второй половины 20 века) первому контакту аборигенной лесной цивилизации с белыми людьми. Тема весьма редкая в кино. Во-вторых, он полностью снят на основе реальных событий. И до сих пор, в наши дни, живут люди, которые были непосредственными участниками и свидетелями всего, что показано в картине. Наконец, в-третьих, роли индейцев в фильме сыграли настоящие индейцы ваорани, причем именно из того племени, в котором и происходили все описываемые события.
Фильм начинается с демонстрации обычных эпизодов из жизни тропических индейцев, никогда не сталкивавшихся с европейской цивилизацией. Они собирают в лесу пищу, заботятся о детях, охотятся и отдыхают. И одновременно ведут не прекращающуюся войну со всеми окружающими племенами - за территорию, охотничьи ресурсы, женщин и власть. Главное оружие воинов ваорани - копье. Вылетевшее из густых джунглей копье поражает вождя племени, а когда он, прощаясь с жизнью, требует показать, кто его убил, перед ним выводят напуганного собственным поступком мальчишку, для которого этот копейный бросок был первым, направленным в человека. Гибель могучего воина от рук почти ребенка - знак, который судьба дает всему народу ваорани: о том, что их жизнь больше не будет прежней.
В момент накала межплеменной распри с неба на ваорани падают новые и отныне постоянные участники событий: белые люди. Миссионеры из небольшой протестантской секты прилетают в джунгли на легкомоторном самолете, чтобы крестить индейцев, научить их верить в Бога и приобщить к благам цивилизации. Индейцы принимают чужаков настороженно: они подозревают, что эти странные люди могут нарушить сложившийся баланс сил. Группа радикально настроенных воинов решает уничтожить миссионеров, солгав остальным соплеменником, что чужаки планируют позариться на местных женщин. Но странные белые не только готовы безропотно принять брошенные в них копья. Жены погибших миссионеров приедут в племя вслед за мужьями - не чтобы мстить, а чтобы проповедовать, учить и лечить индейцев.
Кинематограф очень давно эксплуатирует тему индейцев. Вестерны о краснокожих и столкновениях с ними начали снимать еще в эпоху немого кино. Но почти сто лет каждый фильм, где появлялись индейцы, скатывался в ту или иную крайность. Индейцы либо изображались кровожадными монстрами, злобными дикарями, либо, наоборот, безобидными детьми природы, беззащитными перед хищным умом белого человека. Первым фильмом, где индейцы показаны просто как люди, со своими достоинствами и недостатками, был "Танцующий с волками" Кевина Костнера, снятый в 1990 году. Но даже там заметен перекос в сторону "невинности" индейцев и дурного влияния на них белых американцев.
"Последнее копье", снятое в 2005 году, показывает эквадорских индейцев максимально близко к их природному состоянию. Благо, само это состояние еще живо в памяти актеров, исполняющих главные роли. Так, мы видим людей, искренне и глубоко любящих своих близких, готовых без сомнений пожертвовать жизнью ради их благополучия. И в то же время практикующих варварские обряды, когда живых детей кладут в могилу к умершему отцу и засыпают землей. Сцены пасторальных идиллий и нежного семейного отдыха без всякого перехода сменяются жесточайшим кровопролитием. А открытость и простота восприятия соседствуют в этих людях с вполне себе хитрыми планами по устранению конкурентов.
Вторгающиеся в эту природную жизнь миссионеры выглядят поначалу абсолютно чужеродными и беззащитными. Однако в итоге именно их учению удается закрепиться в индейской среде и изменить ее раз и навсегда.
Фильм, съемки которого были профинансированы той самой протестантской конгрегацией, чьи посланники стали прототипами миссионеров на экране, несколько идеализирует в финале христианский духовный подвиг. Главным и безусловным достижением героической миссии показано прекращение бесконечной убийственной вражды: последнее копье брошено и осталось в прошлом вместе с дикими обрядами. И это действительно так. Но из поздних интервью участников событий мы знаем, что жизнь племени ваорани в новом мире белого человека, как это только и могло быть, сложилась отнюдь не безоблачно. Часть индейцев приняли образ жизни белых и даже переселились в города, где влились в население нищих районов. Они занимаются самым низкооплачиваемым трудом ради доступа к таким благам как высококалорийная еда, одежда, лекарства и телевизор. Их родственники, оставшиеся в джунглях, пытаются жить прежней жизнью, но стали критически зависимы от даров белых - спичек, пороха, железных ножей и все тех же лекарств. А дать что-то взамен они не могут, потому что по-прежнему ничего не имеют. Поэтому существуют на правах облагодетельствованных должников, которые вечно благодарны за подачки. После прекращения межплеменной войны численность ваорани впервые за сотни лет начала расти, но их язык и культура стремительно исчезают. Правнуки современных ваорани скорее всего уже не будут знать, из какого индейского народа они произошли.
Кстати, научные консультанты фильма отметили интересный факт. В середине 20 века племена ваорани считались одними из самых низкорослых людей в мире. Средний рост мужчин у них составлял 155 сантиметров, а женщин - 145. Актеры, снявшиеся в фильме, это дети участников показанных событий. И они уже нормального роста, почти не уступают белым актерам, играющим миссионеров. Это следствие резко улучшившегося питания индейцев после вхождения, пусть и с самого краю, в экономику белого человека.
Для меня фильм "Последнее копье" очень неоднозначен по своим художественным качествам. С одной стороны, он очень красив и интересен в своей первой части, где речь идет непосредственно о жизни индейцев и их встрече с белыми. Но ближе к финалу все эти достоинства съедает миссионерских пафос, к которую я, как атеист, не испытываю теплых чувств.
В любом случае, это кино, с учетом стоящих за ним реальных событий, очень любопытно и вполне заслуживает просмотра.