"Я точно не учитель, потому что меня дети раздражают", "Меня бесит повторять много раз одно и то же", "А что я знаю, что бы кого-то научить?"
Такие комментарии мне часто приходится читать, когда мы с вами, друзья мои, обсуждаем разные школьные темы. Принято думать, что учителем надо родиться, что это призвание такое. А если его нет, то и пробовать не стоит.
Глупости и ерунда. Ведь если бы это было так, мы бы до сих пор носились в шкурах и с дубинками друг за другом.
Особенно важно разобраться в вопросе именно сегодня, когда школьное образование уже не является таким, каким мы его привыкли видеть при прошлом государственном строе.
Признаки того, что вы учитель
- Вы что-нибудь умеете делать. Предположим, вы юрист или сантехник. Сами научились – и другого способны научить, потому что вас учили, а вы видели, как это происходит.
- Вы любопытны. Вам нравится узнавать что-то новое. Процесс познания приносит вам удовлетворение. То есть, сами до сих пор учитесь.
- У вас есть друзья или приятели, значит вы способны общаться с людьми.
- У вас нет диагнозов, подтверждающих психическую несостоятельность. Даже и в этом случае человек может учить, чуть ниже о раздражении и гневе поговорим.
- Вы являетесь родителями в широком смысле. Бабушки, дедушки, тёти, дяди – считается. Как-то вы научили малыша ходить? Он сам научился? Ничего подобного. Бывали случаи, когда дети воспитывались животными и ходили как собаки. Не обольщайтесь, это вы научили ребёнка, а не природа.
- Вам нравится давать советы и что-нибудь обсуждать. Любая беседа сводится к обмену опытом, а это и есть учить.
Вот сейчас не могу не сказать про критиков статей в интернете. Друзья! Вы точно учителя, потому что вам важнее всего настоять на своём мнении. Кому-то покажется, что это спор, но я усматриваю в таком поведении именно тягу к педагогике. Вы знаете лучше, как, что и когда делать. Я не шучу, а говорю совершенно ответственно, без всякой иронии.
"Я точно не учитель, потому что..."
Развеиваю эти утверждения.
- "Не могу по сто раз повторять одно и то же!". Можете. Вам просто не нравится себя контролировать. Вы называете это характером, а на самом деле обыкновенная эмоциональная несдержанность. Гнев и раздражение, которые вы иногда испытываете, никак не связаны с домашними занятиями. Вы во всём себя так ведёте, не только во время помощи с ДЗ. Согласны? Вот именно. Я не лезу в вашу жизнь, только злость на других непродуктивна.
Вы же не на ребёнка злитесь, а на себя. Не получается у вас, вот и рассердились. Вам неприятна ситуация, в который вы сами увидели, что ничего не выходит, что не знаете и не умеете.
Если принять факт, что человек не может уметь и знать всё, то станет гораздо лучше.
Ничего страшного. Сегодня не вышло – завтра получится. Я проверяла.
2. "Чему я могу научить?!" Тому, что умеете сами. Очень вас прошу, не надо писать в сообщениях, что вы не умеете складывать и вычитать в столбик. Ах забыли? Интернет, друзья. Открыли, вспомнили, сели за стол с ребёнком. И всё получилось.
3. "Зачем тогда учителя в школе?" Вопрос, который мы можем обсудить в комментариях, хотя мне он кажется риторическим. Перевод темы, мы о другом сегодня говорим: почему учитель именно вы, а не тот человек, который за это деньги получает. Но если очень хочется пообщаться и на эту тему – извольте.
4. "Я не учитель, потому что меня дети раздражают". Это пункт №1, подкреплённый отсутствием мотивации. Вы не понимаете, зачем это делать, зачем напрягаться, зачем выходить из зоны комфорта.
Затем, что не найдёте в себе учителя, можете получить неуча на выходе. Что потом будете с ним делать?
Не всё так мрачно. Знаю, что многие мои читатели видят признаки разложения государственного образования и принимают меры: ищут информацию, занимаются дома с ребятами, помогают познавать новое, включаясь в образовательный процесс, несмотря на некоторые ерундовые сложности.
Дипломированным специалистом может стать не каждый, хлопотно и долго, а вот учителем – каждый, кому не всё равно, что вырастет из ребёнка.
В помощь родителям, которые сами учат своих детей. Ролик про задачи. Как математический язык перевести на человеческий русский. Лингвистический подход: