Найти тему
Культурный Маньяк

Железные леди: 9 фильмов для тех, кому нравится "Чужой"

В 1979 году на экраны вышел «Чужой» Ридли Скотта, и это событие ознаменовало собой не только новую веху в развитии научно-фантастического кино, но и фокус на новой героине — сильной (в том числе физически) и ни в чём не уступающей мужчинам во владении оружием или боевыми искусствами. Сегодня я решил вспомнить других бесстрашных женщин мирового кинематографа, которые не перестают нас вдохновлять даже спустя десятилетия после выхода фильмов.

Я оставил в стороне хрестоматийных героинь культовых боевиков Сару Коннор и Беатрикс Киддо, сосредоточившись на не менее интересных персонажах, которые спасают себя и других, противостоя несправедливости.

Вена, «Джонни-гитара» (1954)

Источник: https://clck.ru/aqmbe
Источник: https://clck.ru/aqmbe

«Джонни-гитара» — вестерн, в центре которого противостояние двух женщин: владелицы салона Вены (Джоан Кроуфорд) и фермерши Эммы, которая делает всё, чтобы выдворить Вену из города. Фильм оказался слишком радикальным для 50-х: The New York Times написал, что героиня Кроуфорд «так же сексуальна, как статуи львов на ступеньках публичной библиотеки». Однако спустя десятилетия фильм оценили по достоинству: легендарный Франсуа Трюффо назвал его «вестерном мечты», Альмодовар в «Женщинах на грани нервного срыва» использовал фрагменты фильма как зеркало отношений между главными героями, а Американская киноакадемия включила «Джонни-гитару» в число 50 лучших вестернов всех времён.

Чтобы у вас не осталось сомнений насчёт главной героини, напомню: ещё в начале фильма один из работников салона Вены говорит о ней: «Никогда не видел женщину, больше похожую на мужчину. Она думает как мужчина, действует как мужчина и иногда заставляет меня усомниться в том, что я сам мужчина». И хотя такое явное противопоставление искажает феминистические идеи (которые про равенство полов, а не про главенство любого из них), для эпохи, выставляющей идеальной героиней мисс Монро во вздымающемся платье, образ Вены можно считать практически революционным.

Глория, «Глория» (1980)

Источник: https://clck.ru/aqmcp
Источник: https://clck.ru/aqmcp

Криминальный триллер Джона Кассаветиса вдохновил множество фильмов: от футуристического «Ультрафиолета» до знаменитого «Леона» Люка Бессона.

Глория — бывшая подружка гангстера, вынужденная спасать от его подельников шестилетнего сына соседки, в руках которого оказался компромат на всю банду. «У меня с собой пистолет. Мне ничего не стоит вынести им чей-нибудь мозг», — так она успокаивает перепуганного мальчишку. Расчетливую, сильную, неоднозначную героиню сыграла жена и бессменная муза Кассаветиса Джина Роулендс. Глория вошла в лонг-лист лучших героев и злодеев всех времён по версии Американского института кино, но не как холёная красотка с нерушимыми моральными принципами, а как женщина, вставшая перед непростым выбором: спасать свою шкуру или помочь надоедливому ребёнку улизнуть от преступной компании.

Кроме убедительной героини, фильм может похвастаться отличным саундтреком от оскаровского лауреата, автора музыки к «Рокки» и одному из фильмов «бондианы» Билла Конти.

Читайте также:

  • Психически больной ребенок, покоривший мир. Грета Тунберг- история успеха;
  • Шрамы украшают не только мужчину: 5 голливудских знаменитостей, имеющих шрамы;
  • Российские знаменитости, занимающиеся благотворительностью;
  • «Ширли – мырли»: горькая правда, возведенная в фарс, Или почему Владимир Меньшов - недооцененный гений

Никита, «Её звали Никита» (1990)

Источник: https://clck.ru/aqmdY
Источник: https://clck.ru/aqmdY

Небольшие роли в шпионском триллере исполнили любимец Бессона Жан Рено и одна из ключевых фигур «французской новой волны» Жанна Моро, которая в 1967 году сама снялась в триллере Франсуа Трюффо «Невеста была в чёрном» о девушке, мстящей убийцам своего жениха (верить или нет Тарантино, который утверждает, что не знал о существовании этого фильма, когда снимал «Убить Билла», решайте сами). Но не они предопределили успех «Никиты»: фильм стал бенефисом Анн Парийо, которая и сыграла Никиту, а Бессон через пару лет снял «Леона», а ещё через три года — «Пятый элемент», которые составили конкуренцию любым американским боевикам.

Тельма Дикинсон и Луиза Сойер, «Тельма и Луиза» (1991)

Источник: https://clck.ru/aqmeW
Источник: https://clck.ru/aqmeW

«Тельма и Луиза» Ридли Скотта — один из главных фильмов о женской дружбе и эталонное феминистское высказывание, пусть и сделанное на криминальном материале. Картина закрепила за молодым Брэдом Питтом статус нового секс-символа, но на экране интереснее наблюдать не за ним, а за тем, как эволюционируют героини.

В начале фильма Луиза (Сьюзен Сарандон) — официантка в наглухо застёгнутой блузке, не умеющая расслабиться, а Тельма (Джина Дэвис) — запуганная домохозяйка, которую муж не отпускает от себя ни на шаг. К концу фильма одна из подруг освобождается от гнёта воспоминаний, а другая — от мужа-тирана. Преображение женщин отражается и на их внешности: старательно сделанные причёски сменяют непослушные, кое-как собранные волосы, а женственные платья и блузки уступают место высоким джинсам и свободным майкам. А всем аксессуарам подруги предпочитают пистолеты.

Картина принесла номинации на «Оскар» за лучшую женскую роль обеим исполнительницам главных ролей (история знает всего пять подобных случаев). Сам фильм стал классикой, а в 2016 году был внесён в Национальный реестр фильмов и теперь охраняется как культурное наследие.

Мардж Гандерсон, «Фарго» (1996)

Источник: https://paulselluloid.files.wordpress.com/2015/07/maxresdefault2.jpg
Источник: https://paulselluloid.files.wordpress.com/2015/07/maxresdefault2.jpg

В отличие от многих голливудских красоток с пистолетами, Мардж ловит бандитов не из мести или обострённого чувства справедливости, и уж тем более не для того, чтобы впечатлить мужчину. Сажать преступников за решётку — её работа, и она делает её хорошо, но главное, не ожесточаясь. Сочетающая в себе мягкость, решительность и выдающийся интеллект, Мардж — пример гармоничной героини, в которой, как по Чехову, всё прекрасно, особенно если учесть, что дело она расследует, будучи на седьмом месяце беременности.

Конечно, во многом своим успехом фильм обязан решению Коэнов утвердить на роль жену старшего из них — Фрэнсис МакДорманд. Фильм принёс актрисе первый (и, надеемся, не последний) «Оскар» и сделал её по-настоящему знаменитой. Остаётся только жалеть, что в одноименном сериале героини МакДорманд нет.

Джеки Браун, «Джеки Браун» (1997)

Источник: https://clck.ru/aqmgK
Источник: https://clck.ru/aqmgK

Список бесстрашных женщин в кино можно было бы составить на основе одной только фильмографии Тарантино: от девушек из экспериментального «Доказательства смерти» до Шошанны из «Бесславных ублюдков» и Невесты из дилогии (а в будущем, возможно, и трилогии) «Убить Билла». На фоне кровавых боевиков история Джеки Браун выглядит более чем скромно, а между тем именно героиню Пэм Гриер — 44-летнюю стюардессу, занимающуюся контрабандой наличных для торговца оружием, — проще всего представить в реальном мире. Невозмутимая и предприимчивая, она обводит вокруг пальца и криминального босса в исполнении Сэмюэла Л. Джексона, и ФБР в лице Майкла Китона.

Фильм Тарантино — ода популярному в 70-е и подзабытому сегодня жанру blaxploitation (направление в жанровом кино, эксплуатирующее тему борьбы афроамериканцев за справедливость, где главные роли играли темнокожие актёры). Пэм Гриер, сыгравшая в картине титульную роль, в молодости снялась в нескольких классических образцах жанра, таких как «Коффи» и «Фокси Браун». Нетрудно догадаться, откуда у тарантиновской героини взялась такая же фамилия.

Ю Шу Лиен, «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2001)

Источник: https://clck.ru/aqmi8
Источник: https://clck.ru/aqmi8

Культовый фильм тайваньского режиссёра Энга Ли («Горбатая гора», «Жизнь Пи»), прочно обосновавшегося в Голливуде, подарил нам сразу два запоминающихся женских образа. Но если молодая Ю Джен использует свои умения для того, чтобы избежать нежеланного замужества и пожить в своё удовольствие, Ю Шу Лиен в исполнении Мишель Йео показывает пример не только отточенного мастерства, но и внутренней гармонии. Её героиня знает свою силу и умеет ей управлять, а сдержанность в проявлении эмоций только подчёркивает её виртуозное владение боевыми искусствами.

«Крадущийся тигр, затаившийся дракон» стал кассовым хитом, завоевал 4 «Оскара» и проложил дорогу в Европу и Америку другим фильмам в жанре «уся» — приключенческого фэнтези с упором на единоборства. Если героини, сражающиеся на равных с мужчинами, вас вдохновляют, можно продолжить знакомство с жанром «Домом летающих кинжалов» и «Героем» Чжана Имоу, а продвинутым зрителям стоит обратить внимание на «Убийцу» Хоу Сяосяня из конкурса Канн-2015.

Лисбет Саландер, «Девушка с татуировкой дракона» (2009)

Источник: https://clck.ru/aqmjd
Источник: https://clck.ru/aqmjd

Формально главный герой «Девушки с татуировкой дракона» (оригинальное название «Мужчины, которые ненавидят женщин») — журналист Микаэль Блумквист, но именно Лисбет, молодая хакерша с нестандартной внешностью и прогрессирующей мизантропией, стала самым запоминающимся персонажем сначала книжной, а после и кинематографической трилогии. Неохотно впускающая в свою жизнь чужих, Лисбет не нуждается ни в сочувствии, ни в помощи: она сама наказывает обидчика (так, как ей кажется справедливым) и без труда отнимает миллионное состояние у нечистого на руку финансового магната. Трудность в том, что девушка оказывается втянута в шпионские игры и преступные махинации такого размаха, что одной ей просто не справиться.

В экранизации Дэвида Финчера роль Саландер исполнила Руни Мара, чья карьера после выхода фильма пошла в гору. Также я предлагаю к просмотру шведскую версию с Нуми Рапас: во-первых, пока только шведы экранизировали трилогию «Миллениум» полностью, а во-вторых, голливудский триллер вы, скорее всего, и так смотрели, а до оригинальных фильмов руки могли и не дойти.

Император Фуриоса, «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015)

Источник: https://clck.ru/aqmkZ
Источник: https://clck.ru/aqmkZ

Фильм «Безумный Макс: Дорога ярости» ознаменовал триумфальное возвращение Джорджа Миллера к постапокалиптической франшизе. Том Харди сменил постаревшего Мела Гибсона в роли Макса Рокатански, а партнёршей британского актёра по съёмочной площадке стала Шарлиз Терон, которой не впервой изменять внешность ради роли (в 2003 для «Монстра» она набрала вес и сбрила брови, а на съемках «Безумного Макса» актриса лишилась волос). Хотя Макс и является центральным персонажем саги, в «Дороге ярости» движущей силой истории является именно Фуриоса, которая сначала сбегает из города, спасая закованных в цепи девушек — «жен» Несмертного Джо, а потом, по совету Макса, возвращается, чтобы свергнуть диктатора.

Задача по спасению мира в масштабах единственного на многие километры города ложится на плечи женщины, цель которой вовсе не в том, чтобы всех победить. Фуриоса защищает матерей и ищет «зелёные земли», где будет вдоволь воды для всех. А перестрелки и умопомрачительные погони, которыми так славится Миллер, — лишь инструмент в достижении справедливости.