Найти в Дзене

Элементы западноевропейского романа в произведении "Дигенис Акрит"

"Дигенис Акрит" — это византийский средневековый героический эпос о жизни и подвигах одноимённого героя Византии - Дигениса Акрита. Точная дата написания этого эпоса неизвестна, предположительно это период X-XII вв. События эпоса разворачиваются в Византии, в районе Каппадокии и малой Азии.

Имеет смысл уточнить, что Акрит - это не фамилия или династия главного героя, а отдельное сословие свободных мелких землевладельцев-воинов, которые проживали на границе с Малой Азией. Фактически они являются защитниками восточных границ от мусульман.

Эпос представляет собой сложное соединение византийского фольклорного творчества и христианской поэзии, учёной и стилистически утончённой. Поэма состоит из 8 книг, далеко не равные не по объёму. Написана она пятнадцатисложником характерным для византийской светской и народной поэзии. Известно очень много копий этой рукописи, что свидетельствует о большой популярности героя. Полная версия произведения хранится в монастыре "Гроттаферрата", что находится недалеко от Рима.

Перед тем как перейти к сути - к поиску элементов западноевропейского романа, стоит уточнить о том, какие вообще элементы характерны для западноевропейского романа.

1. Первый элемент это культ рыцарства и героизма. Этот элемент представляет собой восхваление рыцарей и их деяний, как правило борьбы с чудищами или огромными полчищами врагов.. Подобные случаи мы встречаем в множестве романов. К примеру в « Песне о Роланде» в которой главные герои проявляя фантастические способности, побеждают силы превосходящие их во много раз.
2. Ещё один элемент средневекового западноевропейского эпоса - это превосходство христиан над сторонниками других религий. Это повсеместный элемент романов Средневековья , что вполне понятно, учитывая общую религиозность Европы того времени и частые схватки с мусульманами за земли. Как правило он выражается в лучших физических и моральных качествах сторонников христианства и оправдании некоторых их проступков. Типичным примером подобного явления мы можем найти в «Песне о Сиде», где главным героем эпоса выступает доблестный Сид, борец против мавров и защитник народных интересов. Основная цель его жизни — освобождение родной земли от арабов. У него был вполне реальный прототип Родриго (Руй) Диас де Бивар. Образ его идеализирован в народном духе. Он превращён в настоящего народного героя, который терпит обиды от несправедливого короля, вступает в конфликты с родовой знатью.
3. Частым элементом романов также является приключения по воле или в попытках завоевать предмет любви главного героя романа. Как правило это роковые красавицы или дамы, из-за которых на долю героя выпадает немало злоключений и испытаний, частенько составляющие примерно половину романа.  Именно так происходит и в произведении  «Ивэйн, или Рыцарь со львом» — рыцарском романе Кретьена де Труа. В нем главный герой почти все произведение помогал слабым в попытках заслужить прощение жены, ведь он нарушил данный ей обет. Или злоключения главного героя Зигфрида из «Песни о Нибелунгах» .
4. В качестве последнего элемента приведу божественную или же мистическую помощь главному герою. В песне о Нибелунгах герой купался в крови дракона. В песне об Ивейне, львином рыцаре, приручал льва и прочее.


Какие же элементы западноевропейского романа характерны для рассматриваемого эпоса о Дигенисе Акрите?

В первую очередь стоит начать с рыцарства и героизма.  По ходу сюжета Дигенис Акрит проявляя фантастическую физическую силу, способен уничтожать в огромных количествах различных зверей. Так же не раз вступает в бой с численно превосходящим противником. К примеру при похищении им своей будущей жены из отчего дома он порубил всех воинов её отца даже не запыхавшись, что правда,  гипертрофированно даже для романов. И, хоть назвать его совершенно западноевропейским рыцарем мы не можем, вполне допустимо признать его рыцарем западноевропейского типа со сноской на мифологию и традиции Византии а так же особенности региона.

-2

Следующим пунктом идет превосходство христиан над иноверцами. В данном случае есть несколько примеров-аргументов в пользу наличия этого элемента в Акрите. Ведь на протяжении всего произведения, каждый раз когда герой рвал на части львов, медведей и прочую живность, автором всегда уточнялось ,что сила дарована ему Господом и начиналось повторение всех его невероятных качеств. В то же время мы видим негативный образ любых иноверцев, к примеру, мусульмане изрубили всех девушек, отказавших эмиру. Однако, как только эмир принимает христианство он немедленно становится хорошим персонажем и все его успехи идут от Бога.

-3

Что же о говорить можно любви Акрита? Стоит сразу отметить любвеобильность нашего героя, по причине которой он не раз поступал, отходя от нравственных и моральных устоев. Прекрасная Евдокия и приключения на голову Акрита связанные с ней. Как и во многих романах свадьбы сразу не было и Акриту пришлось биться со слугами её отца и разоружить её (Евдокии) братьев. Однако на этом проблемы Акрита не закончились . Во время послесвадебного проживания Евдокия приглянулась трем апелатам (разбойникам), высоко оцениваемым автором ( так как Аакрит не убил их сразу), в результате вышел ожидаемый бой в котором как и любой рыцарь из Европейских романов Акрит бился за любовь. Сначала с бандитами, после с присланной им подмогой, что несмотря на всю любовь не помешало ему изменить жене с амазонкой Максимо. Но ведь и в «Ивейне» главный герой не был безгрешен и тоже провинился.

Говоря о божественной или мистической помощи, то ей пропитано любое деяние Акрита и само его существование результат Божьей воли.

Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что героический эпос «Дигенис Акрит» был создан под сильным влиянием западноевропейской традиции написания романов. Тем не менее, в эпосе проглядывается не только христианские мотивы, но и античные. Например, образ Дигениса, в целом, напоминает образ Геракла, даже судьба у них была схожая - врагов всех победил, умер от неизвестной болезни.

А что по этой теме думаете Вы?
Пишите своё мнение в комментариях!