Найти в Дзене
Странствия поэта

Как «бывшие» обидели русских поэтов. Язвительные стихи Пушкина, Вертинского, Бродского

Поэт может навсегда обессмертить имя любимой женщины, иногда одной, а зачастую нескольких. Петрарка всю жизнь прославлял свою призрачную Лауру, Маяковский сделал Лилю Брик главной музой авангарда, а Пушкин писал любовные признания чуть ли не про каждую свою влюблённость. Насчёт стихов «Я вас любил…» или «Я помню чудное мгновенье» сомневаться не стоит – тут Пушкин откровенен и нежен. "Но всегда ли стихи поэтов нежны и прекрасны?" Аглая Давыдова и Пушкин Аглая Давыдова была барышней с горячим нравом. В неё были влюблены самые знатные люди высшего света. Вот как описывал её один из современников: «Весьма хорошенькая, ветреная и кокетливая, как истая француженка, искала в развлечениях средство не умереть со скуки в варварской России. Она в Каменке была магнитом, притягивающим к себе железных деятелей александровского времени, от главнокомандующих до корнетов — все жило и ликовало в селе Каменке, но, главное — умирало у ног прекрасной Аглаи». У её ног оказался и Пушкин, который был пленён
Оглавление

Поэт может навсегда обессмертить имя любимой женщины, иногда одной, а зачастую нескольких. Петрарка всю жизнь прославлял свою призрачную Лауру, Маяковский сделал Лилю Брик главной музой авангарда, а Пушкин писал любовные признания чуть ли не про каждую свою влюблённость. Насчёт стихов «Я вас любил…» или «Я помню чудное мгновенье» сомневаться не стоит – тут Пушкин откровенен и нежен.

"Но всегда ли стихи поэтов нежны и прекрасны?"

Аглая Давыдова и Пушкин

Аглая Давыдова была барышней с горячим нравом. В неё были влюблены самые знатные люди высшего света. Вот как описывал её один из современников:

«Весьма хорошенькая, ветреная и кокетливая, как истая француженка, искала в развлечениях средство не умереть со скуки в варварской России. Она в Каменке была магнитом, притягивающим к себе железных деятелей александровского времени, от главнокомандующих до корнетов — все жило и ликовало в селе Каменке, но, главное — умирало у ног прекрасной Аглаи».
Аглая Антоновна Давыдова (1787–1842), урожденная. герцогиня де Граммон — жена (с 1804) А. Д. Давыдова, после его смерти - супруга Ораса Себа де ля Порта, впоследствии министра иностранных дел Франции.
Аглая Антоновна Давыдова (1787–1842), урожденная. герцогиня де Граммон — жена (с 1804) А. Д. Давыдова, после его смерти - супруга Ораса Себа де ля Порта, впоследствии министра иностранных дел Франции.

У её ног оказался и Пушкин, который был пленён красотой. Но поэт видимо не понимал одного – Аглая флиртовала и кокетничала со всеми, а вот в связи вступала очень избирательно. Не смотря на множество слухов ни один не подтвердился. Отворот-поворот получил и Пушкин, который решил отомстить едкой эпиграммой:

«Иной имел мою Аглаю
За свой мундир и черный ус,
Другой за деньги - понимаю,
Другой за то, что был француз,
Клеон - умом ее стращая,
Дамис - за то, что нежно пел.
Скажи теперь, мой друг Аглая,
За что твой муж тебя имел?»
-2

Причём Пушкин поступил, очень коварно отправив эпиграмму тем, кому не следовало её вообще показывать – брату Льву и другу Вяземскому. Они, конечно, не упустили возможности похвастаться этими «стихами» и через неделю весь свет знал о ней. Но у Аглаи не дрогнула не одна скула. О язвительности Пушкина знали все, поэтому про это быстро забыли.

Вертинский и Валентина Санина

Валентина Шлее (Санина) и Вертинский
Валентина Шлее (Санина) и Вертинский

Юная актриса и будущий модельер (после эмиграции в США) Валентина Санникова познакомилась с Александром Вертинским в Харькове в 1918 году. С 1918-1919 Вертинский был безумно влюблён и посвятил ей несколько романсов, в том числе знаменитый «За кулисами». Но в 1949 Вертинский вдруг пишет песню «Мыши», которая также посвящена Валентине. Вот строчки из песни:

Мыши съели Ваши письма и записки.
Как забвенны «незабвенные» слова!
Как Вы были мне когда-то близки!
Как от Вас кружилась голова!

Или:

Где теперь Вы вянете, старея?
Годы ловят женщин в сеть морщин.
Так в стакане вянет орхидея,
Если в воду ей не бросить аспирин.
После эмиграции в США
После эмиграции в США

За что Вертинский так обиделся на Санникову история умалчивает. Версий много.

Бродский и Марина Басманова

-5

Здесь обида прямая. Басманова изменила Бродскому с его другом-химиком. С 1969 года он больше не пишет ей любовных стихов. Позже они всё-таки сойдутся, и она родит ему сына, но это не восстановит прежней нежной связи.

Басманова с сыном
Басманова с сыном

Уже в эмиграции спустя 20 лет на кануне своей свадьбы Марией Соццани Бродский вспомнит про бывшею и одарит её новым стихотворением. Первые строки звучат очень язвительно:

Четверть века назад ты питала пристрастье к люля и к финикам,
рисовала тушью в блокноте, немножко пела,
развлекалась со мной; но потом сошлась с инженером-химиком
и, судя по письмам, чудовищно поглупела.

А в последнем катрене Бродский, как и многие другие поэты не забывает упомянуть женщине об её увядании и морщинах:

Повезло и тебе: где еще, кроме разве что фотографии,
ты пребудешь всегда без морщин, молода, весела, глумлива?
Ибо время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии.
Я курю в темноте и вдыхаю гнилье отлива.
Бродский с молодой женой
Бродский с молодой женой

Поэт – это живой человек со всеми своими пороками, обидами и слабостями. Поэзия есть интеллектуальный труд, работа мысли и передача эмоций. Она разная, порой язвительная, порой прекрасная, а порой страшная. Эти грани и делают поэтическое искусство самым интимным и неповторимым видом передачи эмоций посредством языка.

-8